Службы финансовых мониторингов банков начали звонить клиентам кредитных организаций и требовать объяснений по финансовым операциям на сумму в тысячу рублей. Об этом пишет газета «Известия». Статья основана на рассказах трех москвичей, клиентов Бинбанка, Сбербанка и Тинькофф Банка.
Одна из клиенток, Анастасия, рассказала, что звонил сотрудник Бинбанка и попросил обосновать «экономический смысл операции» на тысячу рублей. Банк сообщил, что иначе карта может быть аннулирована. Николай, другой собеседник издания, рассказал, что переводил такую же сумму с карты Сбербанка на карту Альфа-банка. «Операция вызвала вопросы у службы финмониторинга Сбербанка», — пишут «Известия», деньги были переведены только после того, как Николай предоставил все запрашиваемые документы.
Клиент Тинькофф Банка Виталий рассказал, что кредитная организация затребовала фотографии карт, с которых на его карточку были переведены деньги (также тысяча рублей). При этом его карта до предоставления снимков была заблокирована.
Кредитная история / pixabay.com
Никаких других подробностей проводимых операций «Известия» не приводят.Уже во вторник днем в Тинькофф банке заявили, что не сталкивались с массовыми блокировками денежных операций клиентов. В пресс-службе Бинбанка также заявили, что не вводили каких-либо дополнительных требований к переводам клиентов, но банк может приостанавливать операции с признаками несанкционированных. При этом в Центральном банке отметили, что коммерческие банки в рамках противодействия мошенничеству обязаны связаться с клиентом для подтверждения операции, которая выглядит подозрительной и может быть совершена без согласия владельца денежных средств, однако запрашивать назначение платежа или происхождение денег банк не должны.
Напомним, в сентябре вступил в силу федеральный закон, разрешивший банкам на два дня блокировать карты или переводы своих клиентов в случае, если возникнут подозрения. Центробанк объяснял, что подобные меры могут быть приняты только в трех случаях: если данные о получателе платежа есть в базе данных о случаях хищений, если данные об устройстве для перевода совпадают с информацией в той же базе и если характер и объем конкретной операции не соответствует параметрам обычных его операций.
Если банк зафиксировал подозрительные операции, он должен связаться с клиентом и выяснить, знает ли он о транзакции. В случае, если связаться с клиентом не удалось, операция может быть приостановлена в срок до двух суток.
Онлайн-покупка / pixabay.com
Отметим, что Центробанк одновременно стимулирует развитие перевода средств между гражданами. Так, совет директоров Банка России утвердил тарифы для банков за переводы в Системе быстрых платежей (СБП), которая должна заработать в январе 2019 года. Система должна позволить физическим лицам проводить мгновенные платежи в режиме реального времени по простым идентификаторам (например, по номеру мобильного телефона), независимо от того, в каких банках открыты счета отправителя и получателя перевода. Речь идет не только о привязанных к картам счетах, но и о переводах с текущих счетов клиентов.
Согласно решению ЦБ, в первый год система будет работать с нулевыми тарифами, а начиная с 1 января 2020 года комиссии установлены в размере от 1 до 6 рублей в зависимости от суммы перевода. Банки могут устанавливать собственные наценки, но в Банке России рассчитывают, что они не будут большими.
В дальнейшем сервисы Системы быстрых платежей будут развиваться: планируется реализовать возможность делать переводы в адрес госорганов и юридических лиц. Кроме того, расширится список идентификаторов, по которым можно будет совершить платеж, говорится в сообщении ЦБ.
Источник: