Исследовательский центр в Саудовской Аравии изучает сценарии развития событий в случае распада ОПЕК, сообщают СМИ. При этом исследователи утверждают, что их работа не связана с недовольством США политикой ОПЕК.
Как пишет газета The Wall Street Journal, проблемой распада ОПЕК в Саудовской Аравии занимается финансируемый государством исследовательский центр. Его руководитель Адам Семински утверждает, будто исследование не связано с нападками президента США Дональда Трампа на деятельность картеля. В то же время источник издания, пожелавший остаться неназванным, заявил, что претензии США в проекте мер по защите ОПЕК будут учтены.
О том, почему США критикуют деятельность ОПЕК, реален ли сценарий распада организации или та постепенно трансформируется в иную структуру, а также о том, что будет происходить с регулированием рынка нефти в случае прекращения работы ОПЕК и надо ли эту организацию защищать, с «Полит.ру» поговорил Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии России и развитию ТЭК.
«Надо сказать, что Wall Street Journal – это, мягко говоря, пристрастный источник. Хочу напомнить, что Организация экономического сотрудничества и развития была создана через 6 месяцев после ОПЕК для того, чтобы уравновесить действия ОПЕК на нефтяном и других рынках. Wall Street Journal является рупором этой организации, поэтому говорить, что эта газета может высказать беспристрастное мнение, наивно.
По существу, ОПЕК распалась лет 5 назад. Де-юре ОПЕК сохраняется, но де-факто она распалась, потому что ни одного решения в течении ряда лет организацией не принималось. В ОПЕК возникли две фракции, которые между собой договориться ни о чем не могли; одну из них возглавляла Саудовская Аравия, другую – Венесуэла. В результате регулированием рынка ОПЕК в течение трех лет не занималась.
После того, как цены на мировом рынке нефти очень резко упали, в игру включилась Россия. Оказалось, что она – единственный объединяющий фактор на нефтяном рынке. Во-первых, потому что она является фактическим лидером по объему и добычи, и экспорта нефти и нефтепродуктов; во-вторых, у нее нормальные отношения с такими противниками, которые вообще ни о чем не могут между собою договориться, как, например, Иран и Саудовская Аравия, Саудовская Аравия и Венесуэла. И этот список можно продолжать.
С подачи России была создана ОПЕК+, новое объединение, которое уже показало свою эффективность на мировом рынке, в отличие от ОПЕК. Фактически, сейчас работает именно это новое объединение; оно работает на временной основе, но сейчас речь идет о том, чтобы перевести его в постоянный формат и зафиксировать новую организацию окончательно.
У нее есть свои недостатки и проблемы, но самое главное, что эта организация, во-первых, никак не подчиняется Соединенным Штатам, она ориентирована на Россию; а во-вторых, она реально контролирует большую часть рынка межгосударственной торговли нефтью и нефтепродуктами, контролирует подавляющую часть запасов нефти и газа в мире; и эта организация дееспособна. Ее решения реально влияют на рынок, они позволят менять и действительно меняют цены в интересах членов организации.
Дисциплина, которая является индикатором дееспособности такого рода объединений, в ОПЕК+ достаточно высока. Во всяком случае, никаких глобальных нарушений, подобных тем, что были в ОПЕК в последние годы перед тем, как картель фактически перестал влиять на мировой рынок, тут нет.
Кроме того, у ОПЕК был существенный минус, который мешал нормально работать: организация перестала контролировать большую часть торговли нефтью и нефтепродуктами. То есть она уже не был определяющим фактором; соответственно, не было и никакого стимула заниматься регулированием, отслеживанием квот и так далее, поскольку на деле общий объем добычи и межгосударственной торговли стран ОПЕК составлял меньше половины в мире, то есть ОПЕК не была «владельцем контрольного пакета».
Если же посмотреть на ОПЕК+, то эта организация контролирует большую часть межгосударственной торговли в нефтяной сфере – стоит только вспомнить, что 21% межгосударственной торговли нефтью и нефтепродуктами обеспечивает Россия; 19,5% обеспечивает Саудовская Аравия, то есть вместе две страны обеспечивают примерно 40% (я тут привожу оперативную статистику 2018 года). И остальные 21 член ОПЕК+ фактически обеспечивают полный контроль над межгосударственным рынком нефти.
Это очень раздражающе действует на США и заставляет их президента Дональда Трампа высказываться чрезвычайно нелицеприятно. Но высказываться в адрес ОПЕК+ Трамп не рискует – он высказывается только в адрес конкретных членов организации. Он, к примеру, говорит, что, мол, ближневосточные страны получают помощь от Соединенных Штатов в защите. Вот только непонятным остается, кого там нужно защищать и от кого, так как главным агрессором на Ближнем Востоке являются именно США. Складывается впечатление, что, по сути, эти ближневосточные страны надо защищать от США – что успешно делает Россия.
Конечно, эта ситуация вызывает определенную реакцию со стороны Организации экономического сотрудничества и развития и тех органов и средств массовой информации, которые ей подконтрольны. В рамках этого поля и была сделана публикация Wall Street Journal, которая, как видите, далека от реальности. Если говорить о тех процессах, которые сейчас идут в ОПЕК, то там идет именно подготовка к переоформлению в формат ОПЕК+. Об этом говорят и протоколы всех последних совещаний членов организации; об этом в открытую говорят и нефтяные министры ведущих в области нефтедобычи стран (я имею в виду и Россию, и Саудовскую Аравию, и Иран, и прочих).
Так что я бы не стал обращать серьезного внимания на такого рода публикации. Они не единичны – их довольно много. Это некоторое направление в информационной войне», – сказал Рустам Танкаев.
Источник: