Налоговая эквилибристика

Система региональных финансов в России неустойчива и не сбалансирована, предупредили эксперты S&P. С одной стороны, правительство поддерживает регионы финансово, с другой — регулярно изменяет налоговую систему, в то время как на налоги приходится почти 70% от доходов регионов. Об этом сообщает «Интерфакс».

За последние 10 лет правительство снизило ставку налога на прибыль, ввело новые вычеты по НДФЛ, постоянно меняло ставки и правила зачисления доходов от акцизов, вводило и отменяло региональные налоги, перечисляют аналитики S&P в обзоре. С 2017 года регионы лишились 1 п. п. из налога на прибыль, с 2018 года получили право ввести налог на движимое имущество, но в этом же году лишились его. Региональные власти сами могут влиять лишь на 10% своих доходов, в основном неналоговых – от продажи имущества и сборов, подсчитали в S&P.

 

Музей Банка России / АГН «Москва» / фото: Иванко Игорь

Более того, с 2019 года регионы могут лишиться права снижать налог на прибыль до 13,5%, такие поправки группы депутатов уже приняты Госдумой в первом чтении. Уже введенные до 2018 года льготные ставки будут действовать до окончания их срока, но не позже 2022 года. Поправки понадобились из-за отмены контроля за трансфертными ценами по большинству внутренних сделок, объяснял Минфин в Основных направлениях налоговой политики. Он опасается, что без контроля прибыль будет перетекать из одного региона в другой. При этом регулирование налога на прибыль — один из основных способов увеличения инвестиционной привлекательности для региональных властей.

Кроме того, агентство в качестве негативных моментов отмечает «высокую вертикальную и горизонтальную несбалансированность доходов и расходов, слабое выравнивание бюджетов и низкую предсказуемость перечислений из федерального бюджета». Фискальные правила для региональных и местных органов власти не предотвращают накапливания высокой задолженности, высоких дефицитов и несвоевременных платежей по долгу, полагают аналитики.

В числе позитивных факторов агентство указывает достаточный уровень раскрытия информации и надежность данных о бюджетных показателях и долговой нагрузке, институционализированный процесс планирования бюджета, а также доступность поддержки от федерального правительства.

 

Исследование банкнот Банка РФ / АГН «Москва» / фото: Иванко Игорь

«Мы полагаем, что правительство учло опыт реализации указов президента 2012 года, которые предусматривали увеличение социальных расходов. В указах президента 2018 года основной акцент делается на капитальные расходы, которые, как ожидается, будут финансироваться главным образом из федерального бюджета», — отмечают аналитики S&P.

Также авторы доклада полагают, что в среднесрочной перспективе, несмотря на давление на расходную часть бюджета и низкие темпы экономического роста, позитивное влияние на баланс доходов и расходов региональных бюджетов могут оказать последовательное соблюдение бюджетной дисциплины и дальнейшая поддержка со стороны государства.

Отметим, что согласно прогнозу S&P, рост инвестиций в России в 2020-2021 годах составит не более 3,2%, причем такая динамика может быть достигнута на фоне ослабления денежно-кредитной политики, восстановления темпов банковского кредитования и госинвестиций в развитие инфраструктуры. Согласно прогнозу Минэкономразвития, с 2020 года инвестиции в среднем будут увеличиваться на 6—7%.

«Насколько мы понимаем, выполнение этих масштабных планов будет обеспечено, во-первых, за счет увеличения государственных инвестиций в основной капитал, и во-вторых, за счет сохранения макроэкономической стабильности, которая может стимулировать рост инвестиций компаний. Мы полагаем, что эффективность мер правительства останется невысокой», — говорится в комментарии S&P.

Источник: polit.ru