Государственная Дума приняла проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов во втором чтении. По сравнению с первым чтением документ несколько изменился, по словам главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, ко второму чтению поступило 676 поправок к проекту, из них 462 внесены правительством и 214 депутатами.
Профицит бюджета в 2019 году, по плану, составит 1,932 трлн рублей (1,8% ВВП), в 2020-м — 1,224 трлн (1,1% ВВП), в 2021-м — 952 млрд (0,8% ВВП). Объем Фонда национального благосостояния, согласно проекту, к началу 2019 года составит 3,818 трлн рублей (3,6% ВВП), в 2020 — 7,907 трлн (7,1% ВВП), 2021-го — 11,476 трлн (9,7% ВВП).
Инфляция в России в 2019 году ожидается на уровне 4,3%, в 2020-м — 3,8%, в 2021-м — 4%. Среднегодовой курс доллара в 2019 году — на уровне 63,9 руб., в 2020-м — 63,8 руб., в 2021-м — 64 руб.
Этот проект бюджета интересен, помимо прочего, тем, что он первый для Алексея Кудрина на посту главы Счетной палаты — а значит это хороший способ понять, насколько влиятелен бывший министр финансов. Формально Счетная палата почти не имеет отношения к принятию бюджета, но на этот раз замечаний от ведомства к проекту бюджета поступило так много и говорили о них настолько открыто, что не обратить на них внимания было невозможно.
Сразу после голосования в Госдуме оценка документа Счетной палатой была опубликована ТАСС.
В СП заметили, что самым значительными плюсом документа является тот факт, что проект бюджета станет первым с 2012 года, который изначально планируется с профицитом (проект бюджета на 2018 год планировался с дефицитом, но в итоге окажется профицитным). Еще один повод для оптимизма — достижение объема ФНБ 7-процентного порога, который позволит властям инвестировать средства ФНБ в различные проекты. До этого, согласно правилам, средства ФНБ могут вкладываться только в самоокупаемые инфраструктурные проекты, список которых утверждает правительство, проекты Внешэкономбанка, а также приобретения паев инвестиционных фондов, которыми управляют аккредитованные компании.
К минусам проекта бюджета Счетная палата отнесла, во-первых, отсутствие целевых показателей национальных проектов, в связи с чем сложно оценить вклад их реализации в достижение национальных целей. Также ведомство не согласно с тем, что национальные проекты в рамках бюджета являются лишь аналитическим инструментом в составе госпрограмм, а не отдельными структурными элементами.
Второй недостаток проекта бюджета — завышенные ожидания от дивидендов госкомпаний в 2019-2021 годах. Так, в документе учитываются показатели чистой прибыли госкомпаний, значительно превосходящие данные, которые сами предприятия предоставили в Росимущество. В результате прогноз доходов бюджета от дивидендов госкомпаний может не сбыться.
В-третьих, указывает Счетная палата, в проекте бюджета занижены темпы роста мировой экономики. А это в свою очередь ставит вопрос о том, достаточно ли заложенных правительством мер для достижения темпов роста российской экономики выше среднемировых, что предусмотрено майским указом президента.
Сколько-нибудь заметно поправить проект бюджета, впрочем, уже не получится, третье чтение называют «техническим», депутаты могут исправить ошибки и несостыковки в документе.
Источник: