Каждую неделю мы просим разных людей рассказать о тех фильмах и сериалах, которые они смотрели в последнее время. В этот раз мы поговорили с культурологом Степаном Овчинниковым.
Все фильмы, о которых я расскажу, объединяет два фактора. Во-первых, это кино, которое стало для меня открытием — после него я понял, что, оказывается, можно снимать так, вау. Второе — почти все эти фильмы рассказывают про исторические события, о которых я раньше вообще ничего не знал. Может быть, что и читатели ничего не знают про них.
«Германия осенью» Райнера Фассбиндера это фильм, благодаря которому я узнал про историю «Фракции Красной Армии» (нем. Rote Armee Fraktion — RAF — прим. ред.) и вообще про леворадикальное движение в Европе. Если протесты 1960-х годов знакомы большому кругу людей, то радикальные движения, которые последовали за ними, остаются чем-то неизвестным для многих. Эта часть истории никогда не укладывалась у меня в голове, как и FLQ, например (франц. The Front de libération du Québec — Фронт освобождения Квебека — прим. ред.).
Левое радикальное движение — важный этап в истории, на который будто бы наложено табу. В школе об этом не рассказывают, в университетах тоже. «Германия осенью» поэтому стала для меня открытием, которое меняет представление об исторических процессах послевоенного мира.
Фильм снят по горячим следам событий 1970-х годов, когда террористы из «Фракции Красной армии» похитили и убили бизнесмена Ганса-Мартина Шлейера. Картина вышла в прокат в 1978 году. «Германию» интересно смотреть еще и потому, что это рефлексия о событиях, которые произошли совсем недавно.
«Леопард» Лукино Висконти снят по мотивам одноименного романа Джузеппе Томази Ди Лампедуза — фильм и книга одинаково хороши.
В школе мы читаем, как собиралась современная Италия, но в голове, как правило, все путается и мешается. По итогу никто не может объяснить, как вообще Италия стала Италией. Висконти как раз рассказывает про важную веху в истории страны — борьбу сторонников Гарибальди с династией Бурбонов. Для меня это было чуждым и запутанным сюжетом.
Это не просто фильм о каком-то периоде истории — это большое кино. Такие фильмы снимаются не для конкретного зрителя, а для того, чтобы быть снятыми. В фильме есть сцена, которая длится 44 минуты. Такими приемами «Леопард» влюбляет в себя.
Может быть «Белорусский вокзал» выбивается из этой подборки, но хочу им поделиться. Это фильм про дружбу и старость, грусть и одиночество, как «Великая Красота» Паоло Соррентино,— хотя Андрею Смирнову было всего 29 лет, когда он его снимал.
Это кино, которое не ожидаешь увидеть, когда включаешь телевизор. Вроде что-то советское, вроде по телевизору, а тут — совершенно выпадаешь из реального мира.
С. Крэйг Залер снял всего три фильма как режиссер но, все хорошие: «Костяной томагавк», «Драка в блоке 99», но мой любимый — «Закатать в асфальт». Залер снимает жанровое кино, где всех героев можно назвать плохими.
Фильм затягивает зрителя в свой маленький мир с правилами, которые на первый взгляд понятны. Но Залер не оправдывает ожидания и поворачивает все так, как захочется ему.
«Закатать в асфальт» не претендует на инновационное высказывание и не пытается прикидываться ничем, кроме просто фильма. Чрезвычайно приятно это осознавать и смотреть такое кино.
В Третьяковской галерее существует отличная кинопрограмма, которая проходит в инженерном корпусе и иногда в зале в Новой Третьяковке. Пару лет назад в качестве кинопрограммы выставочного проекта «Ненавсегда» проходили показы узбекского кино. Я сходил на несколько из них, но сейчас хотел бы рассказать о фильме «Седьмая пуля» Али Хамраева.
Мы живем в мире постоянно продуцируемого контента. И среди этого контента очень мало работ, созданных ради искреннего удовольствия автора от процесса. «Седьмая пуля» такой фильм. Как «Седьмая печать», только пуля.
И снова исторический процесс, с которым я плохо знаком — Гражданская война в Средней Азии.
На примере «Седьмой пули» можно увидеть, как было устроено кинопроизводство в СССР. Моя двоюродная бабушка работала в «Узбекфильме» и рассказывала легенду, что во время войны в студию привезли оборудование, которое эвакуировали вместе с остальными студиями. И режиссерам внепланово досталась техника, которую они не могли получить в плановом режиме.
«Седьмая пуля» вышла на экраны в 1973 году, в «эпоху застоя». И про это время принято говорить как про что-то темное. Действительно, но до советского кино в это время доходят отголоски «новой волны», которая проявляется по всей стране. Пусть скрытно, пусть отрывисто, но проявляется.
Еще один – Жан-Пьер Мельвиль, наверное мой любимый режиссер, еще со школы. Его фильм «Самурай» тоже снят из-за любви к кино.
«Самурай» поразил меня, когда я понял, что в кино может не происходить ничего, но оторваться от фильма невозможно, твое внимание приковано к нему. Каждая секунда приносит тебе все больше удовольствия. Кажется, что это то ли ловушка, то ли какой-то трюк режиссера, который тебя гипнотизирует.
Источник: