Если есть на свете судьба, то именно она распределила когда-то выпускника Ленинградского медицинского института Володю Ольшевского на работу в Карелию. Сегодня мы записываем «Правила жизни» Владимира Андреевича – кандидата медицинских наук, заслуженного врача Республики Карелия. Он улыбается фирменной улыбкой – человек-бренд, гуру карельской стоматологии, учредитель известной в республике клиники «Кардент», что означает «Карельский зуб». Это сейчас мы привыкли к комфорту стоматологических клиник, но 25 лет назад «Кардент» стал прорывом. И остается ориентиром для других сегодня. Если где-то узнавать о будущем стоматологии, то, пожалуй, здесь.
В этом году Владимир Андреевич отмечает двойной юбилей – свое 70-летие и четверть века работы любимой клиники. Мы встретились с нашим героем в замечательном новом филиале «Кардента» на ул. ул. Попова, 15.
Никогда не надо бояться быть первыми. Когда в 90-е правительство приняло решение официально узаконить частную форму собственности в медицине, первыми по всей стране стали открываться негосударственные стоматологические клиники. Первым в Карелии стал «Кардент». Тогда в акционерном обществе закрытого типа нас было всего трое. Сегодня коллектив сети стоматологических клиник «Кардент» насчитывает более ста человек. Было принято принципиальное решение – внедрять в практику только самое лучшее. В «Карденте» появились первые в Карелии кресла, в которых лечение проходило в положении лежа, «в четыре руки». Мы стали устанавливать пломбы, твердеющие под воздействием света, использовать обезболивающие препараты, позволяющие реально лечить зубы без боли, были пионерами в республике в области зубной имплантации и начали проводить рентген-контроль лечения зубов методом компьютерной визиографии. Сегодня все это считается обыденным для большинства стоматологических клиник, но когда-то было революцией.
В моей жизни было много моментов, когда серьезную роль сыграл случай. Я стал стоматологом по воле случая. Поступая в институт, не указал факультет, и мои документы попали в списки потенциальных стоматологов. По прошествии 47 лет убежден, что выбрал самую лучшую специальность. В 1995 году знаменитый американский профессор Леонард Линков провел в Петербурге две показательные операции по имплантации. Событие невероятное! Для него оборудовали операционную в Таврическом дворце, а сотни стоматологов наблюдали за ходом операций на экране, установленном в историческом зале. И тут я вижу, что медсестра, которая помогает профессору, бывшая сотрудница «Кардента». Благодаря ее помощи мне удалось в перерыве между операциями не только рассмотреть, но и сфотографировать уникальные инструменты, которыми работал основатель мировой имплантологии. Потом петрозаводский Левша с «Тяжбуммаша» изготовил мне копии. Этими инструментами я оперировал много лет, а сейчас берегу как реликвию.
Интерес к новым технологиям – залог успеха. К примеру, большим достижением последнего времени я считаю совершенствование диагностики, в частности, внедрение в клиническую практику компьютерной томографии лица. Приобретя самую последнюю модель 3D-томографа, мы обеспечили не только своих врачей, но и коллег из других учреждений возможностью обследовать пациентов на новом уровне. Методика позволяет увидеть то, о чем мы раньше должны были только догадываться. Это принципиально улучшило диагностику заболеваний, позволило проводить компьютерное планирование операций. Еще одна важная тема, за которой, несомненно, будущее, — это применение в зубном протезировании новых материалов, в частности, диоксида циркония. Первая в Карелии линия по производству зубных коронок из этого уникального материала была запущена в нашей клинике уже три года назад.
Тот молод, кто оптимист по натуре. Думаю, в этом главный секрет активности и бодрости духа. В «Кардент» приходят на работу молодые врачи, только-только после вузов. Глаза горят, энергии – через край. А сталкиваются с неизбежными проблемами в реальной практике и тушуются. Спрашивают меня: «Как вы начинали? Было также сложно?» Отвечаю: «Нам было еще труднее». Интернатуры не было, прямо с институтской скамьи приходилось вставать к бормашине и начинать прием. В 1970 году я по распределению попал в железнодорожную больницу Петрозаводска. Только благодаря вере в себя и помощи замечательных коллег удержался в специальности, а потом влюбился в нее. Влюбился в Карелию и остался здесь навсегда. Я счастлив, потому что нашел в жизни дело по душе, что имею семью, которая меня поддерживает, что живу в необыкновенном краю. Люблю природу, люблю сам покопаться в земле. Я заядлый дачник. После напряженных будней с удовольствием еду на дачу и многое сам выращиваю. И с удовольствием делюсь опытом и плодами садоводства с сотрудниками.
Отношение людей к здоровью зубов формируется в детстве. Когда я начинал свою работу в Карелии, положение с зубами у многих было плачевное. Помню, работая хирургом-стоматологом на санациях под наркозом, порой удалял молодым пациентам по 15-18 зубов, вернее, того, что от них осталось. Кариес воспринимался как фатальная неизбежность жителя севера. А оказалось, что его развитие можно предупредить. Нужно только перестать есть столько сладкого и правильно ухаживать за зубами. И начинать это надо с момента появления зуба во рту. Сейчас многое меняется в лучшую сторону. Люди приходят на регулярные осмотры, обрабатывают зубы своим детям эффективными профилактическими средствами. Кариеса стало меньше. Я горжусь, что сыграл в этом определенную роль как разработчик республиканской программы профилактики. В садах и школах стали проводить обучение педагогов основам профилактики кариеса, учить детей правильно чистить зубы, работают с родителями. Мои самые теплые слова признательности стоматологам и зубным врачам детской стоматологической поликлиники.
Нельзя быть врачом, если не любишь людей. Об этом я всегда говорю с молодыми коллегами. Приезжает к тебе на консультацию пациент из поселка. Измученный зубными проблемами и неопределенностью их решения. Выслушай его внимательно и с сочувствием. Обследуй и на понятном языке постарайся разъяснить варианты лечения, необходимые и, главное, доступные для этого человека. Я нередко приглашаю пациента к своему компьютеру и делаю вместе с ним «экскурсию» по его панорамному снимку. Находим признаки патологии и обсуждаем, как от них избавиться. Уделять нужное время каждому и быть предельно внимательным – ежедневный труд врача и важная часть репутации клиники.
Источник: