На фестивале «Слова и музыка Свободы» в екатеринбургском Ельцин Центре прошел первый день разговорного марафона «Свободные медиа: от ТВ 90-х к YouTube 2010-х». Его участники, среди которых были известные журналисты, музыканты и общественные деятели, вспомнили, почему конец прошлого века называли временем свободной журналистики, и попытались найти ответ, из-за чего телевидение превратилось из сильного средства массовой информации в машину государственной пропаганды.
Первую дискуссию, впрочем, посвятили литературе. Ее провели уральский писатель, автор романа «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексей Сальников, общественный деятель и поэт Евгений Ройзман и книжный блогер Ульяна Петрухина. Участники беседы согласились, что разговаривать на тему, заявленную как «Мы перестали читать книги. Есть ли у литературы шанс?», бессмысленно: раз встреча собрала полный зал, то шанс у книг определенно есть. Вместо этого выступающие вспомнили свой читательский и писательский опыт, а также обсудили влияние интернета, так и не найдя в нем прямой угрозы настоящей литературе.
Программу продолжили разговоры о свободе СМИ. В частности, журналист государственного холдинга ВГТРК Станислав Натанзон объяснил пропаганду на телевидении тем, что ТВ проигрывает по оперативности другим медиа, потому факты зрителями ценятся меньше, чем мнения. «Все больше холдингов переходят в журналистику мнений. Через 10 лет телевидение перестанет быть источником информации, останутся только мнения. А журналистика мнений — это в любом случае пропаганда», — заявил он.
Журналист ВГТРК — о пропаганде, Киселеве и ответственности
С Натанзоном заочно поспорили журналисты Николай Сванидзе и Александр Любимов, отметив в выступлении, посвященному ТВ 90-х, что сейчас появлению остросоциальных программ с критикой власти, таких как «Намедни» или «Взгляд», мешают ограничения свободы слова. Впрочем, по их мнению, есть и другая серьезная причина — сами зрители не хотят знать правду, а журналистам, желающим остаться на телевидении, приходится следовать за аудиторией.
«В конце 90-х правда была востребована, потому что реальность вызывала отвращение. Люди понимали, что им врут и хотели правды, поэтому смотрели программу «Взгляд», смотрели «Вести». Чем больше люди привыкают ко лжи, тем сложнее человеку говорить правду. Ее никто не принимает, ей никто не будет аплодировать — ни начальство, ни друзья, ни человек, который его встретит на улице. Женщине приятно, когда ей говорят приятное, и стране приятно, когда о ней говорят приятное», — пояснил Сванидзе.
О том, в каких СМИ независимость все же осталась, сказал в конце своей лекции экс-редактор газеты «Коммерсантъ» Андрей Васильев. По его мнению, с телевидением «и так все понятно», а среди относительно независимой печатной прессы он выделил «Новую газету» и The New Times, припомнив, что недавно журнал, оставшийся лишь в онлайн-версии, оштрафовали на 22 млн рублей. Также неподконтрольными властям Васильев назвал новые медиа, отметив, что пока что деятельность большинства из них нельзя назвать профессиональной.
«Власти очень не любят интернет, — сказал Васильев. — Нормальный ход — сделать альтернативный, прогосударственный интернет-ресурс. Но они борются с интернетом. Куда делись "Наши"? Они все сгинули. Надо было делать следующий шаг, чтобы они перешли в интернет. Но они этого не сделали. Как борются с интернетом? Точно также как с "белыми лентами" — дубинки, менты, «двушечки». О чем это говорит? О беспомощности власти. Они не умеют пользоваться современными методами. Не умеют и не хотят», — оценил ситуацию Васильев.
Интернет как свободную площадку описал и также Ройзман, рассказавший, как он отстаивал свою репутацию в личном блоге в ЖЖ, и музыканты Вася Обломов и Кирилл Нечаев, подметившие в своей беседе о трансформации музыки, что благодаря сети исполнителям не нужно проходить через барьеры вроде программных директоров радиостанций. Музыканты вместе с журналистом Борисом Барабановым также попытались найти объяснение, что же сейчас происходит с этим видом искусства и почему на него все чаще обращают внимание органы власти.
По их мнению, музыка превращается в арт-объект, в перформанс, зрителю которого не нужны ни сцена, ни спецэффекты. Сейчас музыка стала прямым проводником эмоций. «Вспомним события двухдневной давности: репер Хаски вышел на улицу и просто читал свои тексты на крыше автомобиля, без микрофона, без усилителя. Публике, которая пришла, было не важно, что нет аппаратуры, они знали все эти тексты наизусть. Это был момент сопереживания, медиумом этого сопереживания была музыка», — отметил Барабанов.
К слову, вечер Нечаев и Обломов завершили вечер в качестве музыкантов — они выступили на большой сцене в атриуме. После этого для гостей провел небольшой концерт хедлайнер первого вечера фестиваля, Дельфин.
Фестиваль «Слова и музыка Свободы» проводится в честь 25-летия Конституции РФ и третьей годовщины открытия Ельцин Центра. Разговорный марафон продолжится в воскресенье, 25 ноября: лекции и беседы проведут Михаил Козырев, Илья Варламов, Анна Монгайт, Илья Красильщик, Демьян Кудрявцев и другие. Завершат фестиваль выступления хип-хоп исполнителей: Антоха МС, «АИГЕЛ» и «Каспийский груз».
Источник: