В екатеринбургском Ельцин Центре завершился фестиваль «Слова и музыка Свободы», на котором общественные деятели, блогеры и журналисты обсудили с гостями, насколько свободны российские медиа, что их ждет в дальнейшем и какую роль в обществе играет музыка. И если в предыдущий день фестиваля спикеры в основном рассказывали о телевидении и вспоминали 90-е, то сегодня ощутимо больше было дискуссий непосредственно об исполнителях и их песнях.
Так, продюсер «Дождя» и музыкальный критик Михаил Козырев напомнил, что песни постоянно становились символами протеста против системы, религии или общественного мнения. Например, трек «Give Peace A Chance» от The Beatles, который превратился в гимн американского движения против войны во Вьетнаме, или песня «Killing In The Name» от Rage Against the Machine, которая в 2009 году силами слушателей заняла первую строчку рождественского чарта Британии, нарушив традицию отдавать лидерство попсовой песне из шоу X-Factor. «Сама природа творческого человека отвергает тоталитаризм, любой творческий человек отвергает систему, это суть творчества», — объяснил он.
Михаил Козырев
Козырев также напомнил, что примеры музыкального протеста есть и в недавней российской истории. В частности, знаменитая акция Pussy Riot в 2012 году, которая, правда, привела лишь к уголовным делам в отношении участниц группы и к созданию закона об оскорблении чувств верующих.
Разговор прошел на фоне новостей об отмене концертов современных исполнителей. Так, буквально на этой неделе о давлении на владельцев клубов со стороны силовиков заявила группа IC3PEAK, а чуть раньше суд арестовал репера Хаски за то, что он после отмены выступления в Краснодаре устроил для фанатов живой концерт на крыше автомобиля. Козырев, однако, уверен, что на музыкантов давит не государство, а конкретные люди на местах. «Можно представить, что дочь какого-нибудь серьезного силовика с передозировкой оказалась в больнице и этот папа сидит около ее койки, ее выхаживает. Берет ее телефон и смотрит, что она слушает. И там такой подряд: Элджей, Федук, Хаски. Он начинает слушать это, удивляется, приходит на службу и говорит коллегам: „Что-то этот Хаски оборзел в конце-концов, давайте-ка его замочим“. И таким образом это расходится», — предположил журналист.
Впрочем, немногим позднее на дискуссии с авторами музыкального блога «Вписка» Козыреву напомнили, что после ареста Хаски другие рэперы, Баста, Oxxxymiron и Noize MC, объявили о концерте в его поддержку. Эта солидарность, по мнению блогеров, может означать, что сами исполнители чувствуют давление властей. «Очень долгое время российский рэп был абсолютно аполитичным жанром, поглощенным внутренними проблемами: в городе, на районе. Сейчас это меняется, и совершенно очевидно — в воздухе витает ощущение, что за русским рэпом пришли. Если сегодня это случилось с Хаски, то завтра может случиться с любым другим исполнителем», — отметили они.
Обсудили на фестивале и современные СМИ. Видеоблогер Дмитрий Побединский и телеведущая Ольга Орлова подняли вопрос о распространении научно-популярного контента в медиа и согласились, что лучше о науке рассказывать самим ученым.
Демьян Кудрявцев
Владелец газеты «Ведомости» Демьян Кудрявцев заверил, что журналисты негосударственных СМИ в целом свободны, а «кремлевский блок» на темы работает лишь постфактум. «Написать ты можешь обо всем. Но на тебя могут наехать, и ты никогда не знаешь за что, кроме прецедентных кейсов, когда это уже случилось с кем-то еще», — отметил он. «Что же касается будущего русских медиа, то этот вопрос не имеет значения. С русскими медиа будет то, что и с русской властью, с русским образованием и медициной. Оно когда-то куда-то вырулит, и нам с вами будет тепло или холодно в зависимости только от того, участвовали ли мы в этом и доживем ли мы до этого», — добавил Кудрявцев.
Дмитрий Колезев, Анна Монгайт, Станислав Кучер, Илья Красильщик
Продюсер «Дождя» Анна Монгайт, издатель «Медузы» Илья Красильщик и обозреватель «Коммерсантъ-ФМ» Станислав Кучер в совместной беседе буквально предложили отказаться от понятия «новые медиа». «Этот термин возник на ощущении того, что придет что-то новое. И новое пришло — соцсети, интернет, мультимедиа. Последний год-полтора ничего не происходит, а то, что происходит, абсолютно неинтересно. Вырос YouTube, падает трафик с Facebook, но в этом нет тектонических сдвигов. Разные платформы, виртуальная реальность — это перестало удивлять. В этом нет проекции будущего, это будущее уже наступило. Нет никакого будущего медиа, которое нас с вами удивит», — объяснил Красильщик.
Затем Кучер уже вместе с известным блогером Ильей Варламовым отметили, что современный YouTube пока нельзя назвать успешной и влиятельной политической площадкой, которая бы составила конкуренцию государственным каналам, так как политические авторы на ней разрознены и не имеют достаточной аудитории. Спикеры понадеялись, что со временем ситуация может измениться.
Дмитрий Колезев, Илья Варламов, Станислав Кучер
К слову, Варламов в ходе беседы со зрителями немного отошел от темы и обратил внимание на события Екатеринбурга. В частности, он сообщил, что хотел бы пригласить в свой проект «Большая дорога с мэром» главу уральской столицы Александра Высокинского. Кроме того, известный блогер прокомментировал ситуацию со строительством нового зала Свердловской филармонии на месте пятиэтажки, назвав сам вопрос политическим.
«Сегодня в Екатеринбурге сложилась такая ситуация, что власть может решить, что лучше жителям, без учета их мнения. Им кажется, что здание филармонии — замечательное, а оно действительно красивое, поэтому можно не слушать мнение жителей дома. Ведь что случится, если они не будут слушать жителей? Ничего не случится. Выборы мэра отменили, ничего же не случилось. Телебашню снесли, когда кто-то протестовал — ничего не случилось. Такие вопросы уходят в политику, если есть возможность, нужно уходить в политику самим», — сказал Варламов, отметив, что сам в политику сейчас не собирается, но не исключает такой возможности в будущем.
АИГЕЛ
Разговорную программу завершило выступление приглашенных артистов. Хедлайнером вечера стала русскоязычная рэп-группа из Баку «Каспийский груз». Также на большой сцене в атриуме центра выступили хип-хоп исполнитель Антоха МС и дуэт «АИГЕЛ».
Фестиваль «Слова и музыка Свободы» прошел в честь 25-летия российской Конституции и трехлетней годовщины со дня открытия Ельцин Центра. На его площадках организаторы попытались соединить дух свободы 90-х с героями новой музыки и новых медиа.
Источник: