Что разглядели в частном визите Владимира Путина в Псково-Печерский монастырь

Казалось бы, сугубо частная поездка президента Путина в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, о которой стало известно в минувшие выходные, привлекла к себе такое внимание, какое получает не каждое официальное мероприятие из рабочего графика главы государства. Впрочем, все давно привыкли, что даже приватная жизнь российского президента, попадая в паблик, становится частью государственной политики. А конкретно эта поездка и вовсе дала основания для ряда далеко идущих выводов, которые касаются не только дел Церкви и ее отношений с государством. Рассказываем, на что именно обратили внимание наблюдатели.

Не вполне «абсолютно частный» визит

«Визит Владимира Путина в Печоры носит неофициальный характер и не будет освещаться в СМИ», — написал в субботу телеграмм-канал «Псковская губерния». Через некоторое время этот источник вновь указал, что визит — «абсолютно частный» и проходит в сопровождении «всего» 15 человек, среди которых, был упомянут режиссер Никита Михалков. Подчеркивалось, что с президентом не прибыл никто из прессы, но, как оказалось, это было не так. Вскоре видеокадры экскурсии, устроенной для Владимира Путина по ключевым точкам обители, показал государственный круглосуточный информационный канал «Россия 24». После этого о поездке пусть и коротко, но рассказали другие СМИ, в том числе государственные.

Работа над ошибками

Источники, не стесненные рамками официоза, сразу и открытым текстом назвали поездку Владимира Путина в Печоры визитом к Тихону Шевкунову — митрополиту Псковскому и Порховскому. Владыка сам рассказал гостю об истории возникновения обители, поведал о быте монахов, показал кельи старцев. Тихона Шевкунова не первый год знают как личного духовника Путина. Но хорошо известно, что владыка этой ролью не ограничивается. 

Один из главных поставщиков кремлевского инсайда — телеграмм-канал «Незыгарь» — написал, что у президента были и свои, сугубо частные причины побывать в Печорах. Вместе с тем есть другая — необходимость поддержать и повысить статус митрополита Тихона с его планами превращения Псково-Печерского монастыря в «идейный центр сборки сил». 

Тот же источник уточняет, что Владимир Путин, по сути, решил исправить собственное упущение, сделанное 18 лет назад, еще при вхождении во власть. Тогда Путин впервые посетил Печоры, сделав это, в том числе, по настоянию все того же отца Тихона. Но та поездка у молодого президента не вызвала. В отличие от той, что состоялась через год — по монастырям Русского Севера: Валдайскому, Валаамскому и Белозерскому, а затем и с посещением Афона.  Президенту очень понравился Валаам, и с этого момента Путин бывает там ежегодно. 

При этом, отмечает «Незыгарь», Валаам всегда был «проекцией Афонской традиции», имея связь с Константинополем и так называемой «афонской партией» в православии. В то время как Псково-Печерский монастырь представляет «исконно русскую консервативную традицию». Надо ли объяснять, какое значение эти обстоятельства получают сегодня, в контексте событий вокруг резко испортившихся отношений РПЦ с вселенским патриархом в Стамбуле?

Новая партия

Еще одна тема, неожиданно озвученная в связи с, казалось бы, не имеющей отношения к государственным делам поездкой Путина в Псковско-Печорскую обитель, — это перезагрузка партийной системы в РФ. О том, что нынешняя находится в глубоком кризисе, не говорит только ленивый. Одно из возможных решений наряду с обсуждаемой двух- или трехпартийной конфигурацией — появление в России патриархально-консервативной православной партии. Ее идеологией может стать «консервативный популизм», который рассматривается как российская версия «инструмента слома диктатуры глобального политического истеблишмента». 

«Народный патриарх»

Как ни странно это может для кого-то прозвучать, но частью «глобального политического истеблишмента» в этом контексте рассматривается «госкорпорация РПЦ». Созданная Кириллом, она устраивает многих клириков, которые под видом ревнительного отношения к догмам и канонам на самом деле давно пекутся разве что о своем благе, все больше вызывая раздражение в обществе. Альтернативу такому «сытому православию» и может составить православие «по Тихону». 

То есть, как пишет канал «Научно-образовательная политика», массовая, доступная, простая и понятная вера, превращающая РПЦ в «духовный МФЦ». А предстоятеля Церкви — в «народного патриарха».

«Поездка президента Путина в Псков чётко обозначила вторую альтернативу в церковной политике. Конечно, в посещении митрополита Тихона есть не только личная духовная потребность президента, но и игра в баланс», — пишут авторы канала». 

Андрей Кураев считает, что «духовник Путина» — главный кандидат на роль будущего патриарха

С их точки зрения, официальное направление, которое представляет партия патриарха Кирилла и его викария, митрополита Волоколамского Илариона, продвигает агрессивную клирикализацию. Она затрагивает, в частности, всю вертикаль образования (включая открытие теологических кафедр в сугубо технических светских вузах) и другие сферы общественной жизни. Но многие инициативы чрезмерно прямолинейны, а в настойчивости их проведения часто теряется чувство меры, отмечает источник. «Огосударствленной» группе Кирилла-Илариона ставится в вину «наплевательское отношением к простым россиянам», например, в вопросах точечной храмовой застройки, подозрения в коррупции и очевидные провалы по внешнеполитической линии. 

В отличие от руководства патриархии митрополит Тихон проводит политику «мягкой силы», выступая за массовое просвещение через выставки и тематические парки «Россия — моя история». «Тихон сделал ставку на простое и понятное — на историю страны как основу идентичности. Его путь в политику сложнее, чем у нынешнего патриарха, но в исторической перспективе он беспроигрышен — изменение самосознания, конструирование исторического кода идентичности, политика памяти», — замечают авторы «Научно-образовательной политики». 

Они предупреждают, что на самом деле Тихон, вероятно, может быть даже жёстче Кирилла. Но его подходы более прагматичные, а значит, куда ближе тому технократическому методу, которым, как принято считать, сегодня управляется страна. 

«Выражая интересы православных прагматиков, не любящих византийствовать в духе двора Кирилла, Тихон претендент вовсе не на политический статус, а на титул патриарха», — соглашается автор канала «Пяр во время чумы», полагая, что нынешний псковский митрополит способен, помимо всего прочего, предложить и курс на обновление самой РПЦ. 

«В РПЦ из-за визита президента к Тихону должны просто заёрзаться на троне. Вот тут сигнал так сигнал. Колокол звонит», — резюмирует наблюдатель.

«Незыгарь», к слову, тоже считает, что «впавшему в грехи материального разврата и алчности» патриарху Кириллу Владимир Путин своим «абсолютно частным» визитом «лишний раз» решил указать его место. Все это придает внешне частной поездке Путина еще больше политической значимости. Она дала новый повод для разговоров о том, что Шевкунов уже через какое-то время станет патриархом Московским и Всея Руси. В церковной среде псковского митрополита и сейчас нередко называют Тихон Второй, пока, правда, чаще в шутливом тоне. Пока.

Источник: znak.com