Белые пятна «Чёрной пятницы»: что важно знать на старте больших распродаж

Felix Adamo / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

Россия, как и весь мир, на пороге «Чёрной пятницы» — времени грандиозных распродаж. Можно ли верить сумасшедшим скидкам? Какие опасности могут подстерегать покупателя, ослепленного привлекательной ценой? Что еще важно знать и помнить, чтобы праздник шопинга не был омрачен разочарованиями и потерями? И что делать, если покупка по акции вместо радости принесла головную боль? Мы собрали рекомендации тех, кто знает об этом больше, чем обычный покупатель.

Кто придумал «Чёрную пятницу»?

Американцы, конечно. «Чёрной» они назвали пятницу, следующей за Днем благодарения, который по традиции отмечается в Штатах в четвертый четверг ноября. Black Friday, таким образом, обычно выпадает на календарный промежуток с 23 по 29 ноября и открывает такой же традиционный сезон предрождественских распродаж. Свое несколько пугающее, на первый взгляд, название день больших скидок тоже мог получить, видимо, только в Америке. Термин появился в середине 60-х на Восточном побережье и означал такие же грандиозные пробки, в которые вставали города, когда тысячи и десятки тысяч жителей устремлялись в молы и аутлеты. 

Позже название связали с расхожей в бизнес-среде идиомой «in the black», которая означает положительный баланс, в отличие от «in the red», когда баланс отрицательный. Очевидно, подразумевается большая выгода, которую получают как организаторы, так и участники больших распродаж. Собственно, в пользу этого говорит и статистика: примерно пятая часть всего оборота розничной торговли в США приходится именно на предрождественский период, открываемый «Чёрной пятницей». Причем именно в этот день общее число покупателей в последние годы превышает 200 млн человек, каждый из которых в среднем тратит порядка 400 долларов.

Bob Owen / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

А что в России? 

Россия, нравится это кому-то или нет, становится частью глобального мира и вместе со всей старушкой Европой перенимает лучшие практики, рождающиеся за океаном, особенно если это касается зарабатывания денег. День благодарения в нашей стране не празднуют, но сезон новогодних распродаж есть и у нас. А раз так, почему бы не дать ему эффектный старт? Тем более, ничего нового придумывать не надо. 

На фоне роста цен на товары россияне чаще пользуются сервисами с купонами и акциями

Наши масштабы дня больших скидок, конечно, пока далеки от американских и даже европейских. Но невооруженным взглядом видно, как и в России постепенно приживается эта традиция. Это подтверждает и статистика фирм, которые устраивают скидочный марафон. Например, компания «Связной-Евросеть», называющая себя крупнейшей в мире сетью магазинов в сегменте высоких технологий, в этом году проводит акцию «Чёрная пятница» с 13 по 25 ноября. И прогнозирует рост количества заказов в своих интернет-магазинах минимум в два раза по сравнению с прошлым годом, рассказала Znak.com директор по маркетингу компании Юлия Зарипова.

Что интересно, акцию под названием «Чёрная пятница» в эти дни объявляют не только известные сети и торговые центры. Шанс завлечь дополнительных покупателей значительными скидками стараются не упустить туристические фирмы и сервисы по бронированию отелей, медицинские центры, агентства по продаже коммерческой и жилой недвижимости и даже архитектурные и ландшафтные бюро, которые сейчас, с наступлением зимы, пользуются удачным случаем сформировать пакет заказов на будущий сезон.

Можно ли верить скидкам?

Хороший вопрос, на который вам вряд ли дадут однозначный ответ даже на родине «Чёрной пятницы», хотя за полвека там могли бы в нем разобраться. Алексей Батылин, генеральный директор BTL и трейд-маркетингового агентства Activity Group, которое специализируется на нетрадиционном стимулировании продаж, настроен к «Чёрной пятнице» с очевидной долей скепсиса. По его мнению, весь смысл Black Friday изначально заключался в искусственно созданном всплеске покупательской активности, привлекающей толпы покупателей в сетевые магазины и торговые центры. И этот смысл никуда не делся. 

«Они с радостью открывают свои двери в дополнительные часы, заманивая нас „нереальными“ скидками. Поддерживаемый общим состоянием ажиотаж повергает людей в шопинговое безумие. Не стоит обольщаться. Прагматизм организаторов торговли не позволит им понести убытки. 

А значит, ни о каких скидках в 30-90% на товарные позиции, которые и так хорошо продаются, речи идти не может.

Не забывайте также о расходах на рекламу, из которой вы узнали об этих скидках в конкретном месте. Они весьма существенны и обязательно должны быть учтены в марже», — говорит Батылин.

По его словам, готовясь к распродаже, сеть сначала может поднять цены на 40%, а потом опустить на 60%. «Разумеется, в дни сезонных распродаж сети, чтобы заманить покупателей, „сливают“ отдельные позиции по бросовой цене. Но большей части ассортимента с заявленными скидками это не касается», — убежден Алексей Батылин.

Wiginton, Keri / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

Юрий Моша, руководитель компаний «Второй Паспорт» и «Русская Америка», которые предоставляют консалтинговые услуги потенциальным эмигрантам, считает, что не все так однозначно. В США Black Friday — действительно день небывалых скидок. Многие магазины выставляют на распродажу товары со скидками до 90%, а некоторые в придачу предлагают еще и бесплатную доставку или подарки при покупке нескольких вещей. Но в России, по словам Моши, продавцы еще не дошли до такого уровня щедрости: часть магазинов в самом деле заранее завышает цены, чтобы в заветный день сделать так называемую скидку. В итоге люди приобретают товар по его реальной стоимости. «В Америке таким недобросовестным отношением могут грешить лишь некоторые онлайн-площадки, на которых торгуют все, кому не лень», — отмечает собеседник Znak.com.

Скептически настроен к скидочным акциям и Дмитрий Ермышев, директор по рекламе девелоперской компании «Созвездие» (Санкт-Петербург), который напоминает, что компании-застройщики тоже используют ожидания покупателей, связанные с «Чёрной пятницей» и обещают грандиозное снижение цен. Но, по его словам, предложить радикальное снижение застройщикам не позволит экономика проектов. 

Поэтому реальный дисконт вряд ли будет превышать 20% и то затронет лишь отдельные объекты, продажа которых затруднена: например, квартиры с неудачной планировкой или плохим видом из окна.

«Они и так продаются с дисконтом, поэтому Black Friday — это инструмент, который помогает обратить на такие объекты внимание и реализовать неликвид на волне ожидания максимальных скидок», — делится секретами эксперт. Более того, он убежден, для успешных игроков рынка участие в скидочных акциях вроде «Чёрной пятницы» может обернуться репутационными потерями. В России подобные ходы по-прежнему могут быть восприняты как сигнал о финансовой несостоятельности компании, которая вынуждена прибегать к удешевлению своего продукта ради спасения своего положения, а то и вовсе намерена уйти с рынка. Вместе с тем, считает Дмитрий Ермышев, все же есть резон обращать внимание на подобные специальные предложения, например, если вы берете жилье лишь для временного проживания или для сдачи в аренду.

Как получить максимальную выгоду в «Чёрную пятницу»?

Как известно, выгодный шопинг — сродни искусству, к которому должен быть талант. Тем не менее, есть свои общие правила, первое из которых — к «Чёрной пятнице» следует готовиться заранее. Главная беда всех распродаж — это совершение импульсных покупок, в результате чего в доме появляются не вполне нужные или совсем не нужные вещи, которые потом придется кому-то дарить или пытаться продать через интернет. Чтобы приобрести то, что действительно необходимо, стоит предусмотрительно составить список, сопроводив это в идеале еще и мониторингом цен, советует Максим Сундалов, директор онлайн-школы английского языка «EnglishDom», хорошо знакомый с секретами предрождественских распродаж на родине «Чёрных пятниц». 

Так, во-первых, у вас есть больше шансов поймать по-настоящему хорошую скидку. А во-вторых, вы сможете спланировать бюджет своей «Чёрной пятницы». Важно только не делать его «в притык»: сверх того, что вы запланировали потратить, предусмотрите какую-то сумму еще и на случайные покупки, рекомендует Максим Сундалов. 

Будет обидно, если вы вдруг заметите хорошую цену, будете точно знать, что предлагаемая вещь не отправится на антресоль, но на ее покупку у вас просто не окажется денег.

Если вы предпочитаете совершать покупки в самих магазинах, заранее спланируйте свой маршрут: на какие торговые точки вы делаете основную ставку, а какие можно держать в уме как запасной вариант. Опытные участники распродаж советуют продумать логистику «Чёрной пятницы» до уровня конкретных отделов, рекомендуя сделать поход за покупками семейным. Так вы сможете одного члена семьи отправить, например, в отдел бытовой техники, а другого, скажем, — в отдел электроники. Это позволит вам сэкономить время и не упустить желаемый товар.

Любителям онлайн-шопинга придется быть еще расторопней — сделки в сети заключаются мгновенно, так что предварительная работа становится на порядок важнее. Ваша цель на этом этапе — разведать, в каких интернет-магазинах есть интересующие товары и в каких ожидаются набольшие скидки и на каких условиях, рекомендует Юрий Моша. Потратьте на это оставшийся вечер, определите для себя площадки с наиболее выгодными предложениями. Многие интернет-магазины сами сообщают об ожидаемых скидках накануне «Черной пятницы», заботясь о том, чтобы вы заблаговременно подобрали товары и не пропустили начало распродажи. При необходимости найдите время заехать в сам магазин или воспользуйтесь сервисом обратной связи, чтобы уточнить интересующие вас детали. Посоветуйтесь, наконец, с друзьями, у которых за плечами опыт, по меньшей мере, одной «Черной пятницы».

Robin Nelson / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

Есть ли риск стать жертвами обмана и чего еще нужно опасаться?

Риск есть, даже если не разделять расхожее мнение, что вся эта «Чёрная пятница» — одна сплошная манипуляция, чтобы раскрутить нас на новые серьезные траты. Алексей Грибовский, генеральный менеджер федеральной сети магазинов электроники «Позитроника», назвал Znak.com главное правило всех распродаж — подходить к ним с холодной головой. «Погнавшись за низкой ценой, можно нарваться на некачественный товар или откровенное мошенничество, поэтому внимательно проверяйте информацию о компании, где вы планируете сделать покупку», — говорит Грибовский.

Важно обратить внимание на репутацию компании и ее поведение в период подобных акций в прошлом. Интернет помнит всё, в том числе и попытки конкретной фирмы надуть покупателей, завысив цены перед «Чёрной пятницей», а потом вернув их на прежний уровень. Не спишите доверять баннерам с минусом и двузначными процентами. 

Любой прайс-генератор вам в помощь: он подскажет среднюю цену по рынку, и если какая-то позиция окажется, скажем, на 80% дешевле среднерыночной, это явный повод насторожиться.

Отдельная история — с оплатой заказанного товара через интернет. Никогда не переводите деньги на карточку частного лица. Серьезные магазины или имеют онлайн-оплату, или используют надежные платежные системы вроде «Яндекс. Касса», а то и вовсе присылают курьеров с товаров и терминалом безналичных расчетов. Воспользуйтесь онлайн-агрегаторами, где магазины-участники «Чёрной пятницы» проходят проверку самой этой площадкой. Но имейте в виду и то, что сетевые мошенники не прекращают совершенствовать свое мастерство и к очередной «Чёрной пятнице» готовятся не меньше вашего. Так что и домены известных торговых сетей могут быть использованы для того, чтобы вас обмануть. Обязательно обращайте внимание на расположение букв в строке URL и дату создания сайта: у серьезной сети, которую вы знаете 10, а то и 20 лет, сайт  не может появиться всего за пару недель до сезона больших распродаж.

Уральские туроператоры рассказали об уникальной ситуации с горящими турами в этом году

Свои правила безопасности и в «реальных» магазинах, и правило первое то же — не терять голову и быть начеку. В местах распродаж, как и в любых местах массового скопления народа, орудует множество карманников, для которых подобные мероприятия тоже являются сезонными, обращает внимание Алексей Батылин из Activity Group. Еще одна пикантная тема — во время распродаж процветает воровство комплектующих из коробок, как правило, бессмысленное и беспощадное. Обращайте внимание на это, по крайней мере, при расчете на кассах, потому что после приобретения товара доказать, что вы приобрели его не в комплекте, будет практически невозможно.

Еще один повод быть настороже — предложение в «Чёрную пятницу» не только скидок, но и рассрочки в оплате товара. «Если вы увидите где-то объявление „Рассрочка — ХХ дней без %“, рекомендую внимательно изучить все детали: что вас ожидает во время и по истечении этих дней. На фоне растущей популярности карт беспроцентной рассрочки бывают случаи замаскированных обычных кредитных предложений», — отмечает Инесса Заичко, менеджер по партнерскому маркетингу карты рассрочки «Совесть». 

В целом же, по словам Заичко, карты беспроцентной рассрочки могут сослужить неплохую помощь покупателям в дни распродаж. Бизнес-модель этого банковского инструмента построена на получении комиссионного дохода с каждой транзакции в магазинах-партнёрах. Поэтому цена для покупателя остается такой же, как если бы он платил кредиткой или наличными. При этом все заявленные магазином скидки сохраняются. 

Jörg Carstensen / dpa / Global Look Press

А если с товаром будет что-то не то, можно его обменять или вернуть деньги?

Да, можно. Для российского закона о защите прав потребителя никакой «Чёрной пятницы» и тому подобных акций не существует, говорит правозащитник, гражданский эксперт «Межрегионального центра прав человека» Никита Томилов, у которого уже достаточный опыт разбирательств в интересах обманутых покупателей. По его словам, в законе четко указано, что продаваемый товар должен соответствовать всем заявленным потребительским характеристикам, и даже если он продан вам со скидкой, вы все равно должны получить покупку надлежащего качества.

Если что-то все же пошло не так, то первое, что нужно сделать — направить в адрес продавца письменную претензию, описав, что именно вас не устроило как потребителя. И потребовать замены или возврата денежных средств. К рекламации вы можете приложить также требование компенсировать вам моральный вред. 

В течение 10 календарных дней противная сторона должна дать ответ, которым или удовлетворит ваши требования, или откажет вам. С отказом можно смело обращаться в суд. Причем в суде вы можете не только заставить ответчика вернуть вам деньги за некачественный товар, но и оштрафовать его на 50% от цены покупки за отказ урегулировать спор в досудебном порядке.

Источник: znak.com