Продолжаем разговор на тему «тревожный ребенок» (в прошлой статье мы уже говорили о признаках, причинах и последствиях детской тревожности).
Советы родителям тревожных детей
(рекомендации педагогам, другим взрослым, взаимодействующим с таким ребенком):
• Следите за тем, дорогие родители, чтобы фон общения с ребенком был доброжелательным, спокойным.
• Будьте тактичны с ребенком, уважительно и терпеливо относитесь к его интересам, особенностям, тому, что его беспокоит, занимает его внимание.
• Обратите внимание на обстановку, которая окружает ребенка дома, в детском саду, школе. Благополучная, позитивная эмоционально обстановка, теплая, доверительная психологическая атмосфера способствует снижению тревожности ребенка, снятию психического напряжения.
• Старайтесь создавать ситуации успеха. Возможность ребенка почувствовать свои успехи в какой-либо деятельности (игровой, музыкальной, изобразительной, трудовой) поможет ему поверить в свои силы, подтолкнет к проявлению инициативы…
• Следующая важная рекомендация для родителей тревожных детей – использование щадящей системы оценивания. Необходимо подчеркивать малейшие успехи ребенка и не акцентировать внимание на неудачах в той области деятельности, которая не особо удается ребенку.
• Еще одна, практически общая, рекомендация для всех родителей: никогда не сравнивайте ребенка ни с кем другим. Можно только сравнить его сегодняшнего с ним вчерашним и отметить его успехи, достижения, старания.
• Помогите вашему ребенку приобрести самостоятельность и независимость от кого бы то ни было. Поощряйте попытки проявления инициативы, самостоятельности. Помогите ему поверить в свои силы и возможности.
• Учите ребенка активно, позитивно взаимодействовать с окружающими, не бояться проявлять инициативу в общении. Покажите на своем примере, как можно с пользой (обмениваясь положительными эмоциями, полезной информацией) обратиться и к совсем посторонним людям (продуктивный и позитивный диалог в магазине, транспорте, на улице). Вы можете давать ребенку доступные для его возраста поручения, требующие контакта с другими людьми: передать деньги продавцу, кондуктору, сказать спасибо при получении товара, спросить цену и так далее. Конечно, сначала в таких ситуациях нужно всегда быть рядом с ребенком, чтобы он чувствовал вашу поддержку и веру в него.
Таковы общие, вполне доступные и не сложные .
• Ну и еще одна, на мой взгляд, . Сделайте все возможное, дорогие родители, чтобы ваши дети не «заразились» от вас образцом тревожного поведения, если вдруг это качество – тревожность — свойственно и вашей личности.
• Необходимо работать над повышением у ребенка уверенности в себе и своих силах, способствовать развитию устойчивого положительного самовосприятия.
игровая терапия, сюжетно-ролевые и подвижные игры, коллективная деятельность: трудовая, творческая (постановка спектаклей, организация праздников).
• Обязательно нужно проводить коррекционную работу со страхами ребенка.
игровая терапия, обыгрывание различных жизненных ситуаций, которые могут быть для ребенка проблемными, сказкотерапия, арт-терапия.
• Развивать эмоционально-волевую сферу тревожного малыша: упражнять его в умении адекватно выражать эмоции, содействовать развитию навыков самоконтроля.
психогимнастика, психологические этюды, танцевальная терапия, игровая терапия.
• Формировать способность к доверительному взаимоотношению с окружающими, навыки благополучного взаимодействия с другими людьми, умение успешно работать в коллективе.
сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, коллективное творчество.
• Работать над снятием телесного напряжения.
упражнения и игры на релаксацию, телесно-ориентированные игры и упражнения, музыкальная и танцевальная терапия.
Надеюсь, что приведенные мной рекомендации родителям тревожных детей, окажутся полезными, а коррекционная работа с тревожными детьми станет желательной и возможной в любом хорошем детском учреждении.
Рекомендую ознакомиться и с некоторой другой полезной для заботливых и любящих родителей информацией:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ОЧЕНЬ ОБИДЧИВ?
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА
КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН НЕ ВЫРОС ЭГОИСТОМ?
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ?
КАК ВОСПИТЫВАТЬ, НЕ НАКАЗЫВАЯ (ОБЪЯСНЕНИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ)
Источник: