На все эти вопросы, уважаемые взрослые, мы и постараемся ответить в данной и следующей статье, посвященной стеснительным детям.
Характерные особенности
стеснительного ребенка
Стеснительность. С такой особенностью своего ребенка родители сталкиваются, чаще всего, когда оказываются в новой для малыша обстановке с новыми, незнакомыми или малознакомыми для него людьми. Например, когда идут в гости, встречают гостей или же оказываются на каком-то общественном мероприятии.
Если ребенок уже посещает детский коллектив: ходит в садик, в школу, то сильнее всего стеснительность у ребенка проявляется, когда ему приходится общаться с новыми воспитателями, учителями, в ситуациях, когда он оказывается в центре внимания (ему нужно ответить на поставленный вопрос, выполнить поручение, рассказать стихотворение на утреннике).
Кроме того, стеснительность очень часто проявляется в тех видах деятельности, которые являются для ребенка новыми. Малыш не уверен в себе, боится что-то сделать не так, тем самым вызвать отрицательную оценку взрослого и насмешки товарищей. Обратиться с просьбой о помощи, объяснить свои чувства стеснительному ребенку очень трудно.
Такого ребенка можно назвать скорее застенчивым, чем замкнутым.
Стеснительный ребенок желает общения (в том числе с новыми людьми), стремится к нему, но при этом испытывает внутреннее напряжение, состояние эмоционального дискомфорта, которое может проявляться в нервных движениях, скованности, тревожности. Бывает, что малыш просто «не замечает» обращения в свой адрес, не отзывается, не отвечает на поставленный вопрос или же отвечает тихо, робко и односложно. Стеснительный малыш доброжелательно относится как к знакомым, так и к незнакомым людям, но проявить инициативу в общении ему очень трудно.
Одна из основных проблем стеснительности состоит в том, что из-за страха обратить на себя внимание, из-за страха перед всем новым и неизвестным, стеснительный ребенок боится проявить инициативу в игре, обратиться к другому с предложением или элементарной просьбой. Он старается избегать незнакомой обстановки, новой деятельности, контактов с неизвестными людьми, что тормозит развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности ребенка.
Считается, что у всех стеснительных детей низкая самооценка. Скорее, дело обстоит совсем наоборот. Самооценка, отношение к себе у стеснительного ребенка хорошее. А вот отношение окружающих к нему, как ему кажется, представляется, хуже, чем у него самого. Как считают психологи, со временем у большинства стеснительных детей наблюдается увеличение разрыва в этих оценках: в оценке его окружающими людьми и в оценке себя самого. Опять же, все это происходит только в представлениях, ощущениях самого ребенка. Все что ребенок делает, он соизмеряет с отношением к этому других людей. Сомнение в положительном отношении к себе и к тому, что он делает, вносит дисгармонию в его самоощущение, заставляет стеснительного ребенка сомневаться, переживать по поводу ценности своего «Я».
Личностные мотивы у стеснительного ребенка, как правило, преобладают над деловыми и познавательными мотивами. Малыша чаще беспокоит не то, что и как он делает, а то, как это оценят взрослые. Таким образом, содержание самой деятельности у стеснительного ребенка просто отходит на второй план.
Стеснительному ребенку поддержка взрослого нужна гораздо больше, чем его нестеснительным ровесникам. И ценит хорошее, доброе к себе отношение такой ребенок гораздо выше, чем остальные. Доброе, уважительное, понимающее, внимательное отношение взрослого помогает стеснительному ребенку стать более уверенным в своих силах, с большим доверием относиться к людям, более смело и активно познавать окружающий мир.
Таковы особенности стеснительных детей. Какие советы можно дать взрослым, родителям стеснительного ребенка? На что нужно обратить внимание? На эти вопросы, уважаемые взрослые, мы ответим в следующей статье о стеснительности.
Возможно, вам будет интересно ознакомиться и с другими статьями об особенностях развития личности ребенка:
НЕМНОГО О КРИЗИСЕ ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
ОБИДЧИВЫЕ ДЕТИ (ОСОБЕННОСТИ ОБИДЧИВОГО РЕБЕНКА)
КАК ИЗБЕЖАТЬ ДЕТСКОЙ РЕВНОСТИ?
ПРИЗНАКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
Источник: