В прошлой статье, уважаемые читатели, мы уже говорили с вами о том, стоит ли обращать внимание на склонность ребенка к частым обидам и почему, какие рекомендации (советы) можно дать взрослым (родителям) по взаимодействию с обидчивыми детьми.
Сегодня же мы попробуем охарактеризовать личностные особенности обидчивых детей, разобраться в и излишней .
Особенности обидчивого ребенка
Истоки, причины, признаки детской обидчивости
• Первые проявления обидчивости у детей можно наблюдать еще с дошкольного возраста. Но если трехлетнего ребенка можно довольно легко отвлечь от неприятных эмоций и переключить его внимание на интересную игру, то уже к пяти годам, когда у детей возникает потребность в уважении, признании его окружающими, обидчивость начинает проявляться как устойчивая личностная особенность.
• В старшем дошкольном возрасте большая часть обид проявляется по отношению к своим сверстникам.
• Наблюдая за взаимодействием детей, в первую очередь игровым, мы можем отметить разные типы поведения при возникновении конфликтной и обижающей ситуации. Одни дети — постараются мирным и доброжелательным путем уладить возникшую неприятную ситуацию («давай сейчас ты будешь дочкой, а в следующий раз — мамой», «возьми эту игрушку, она тоже очень интересная», «тогда я буду доктором»), другие, «не на шутку рассердившись», попытаются решить вопрос силовыми приемами (отберут игрушку, полезут в драку, начнут обзываться), а третьи — предпочтут обидеться.
• В поведении обидчивого ребенка можно увидеть некоторое противоречие: с одной стороны он всем демонстрирует свою обиду, пытаясь вызвать чувство раскаяния и вины у обидчика, с другой стороны — отвергает все попытки к общению и примирению со стороны окружающих.
• Поводом для обиды зачастую выступают не имеющие под собой основания, надуманные причины. Например, мальчику кажется, что его друзья его игнорируют, решили не играть, не дружить больше с ним только потому, что они увлеченно играют в какую-то интересную игру и не заметили его прихода.
• Обидчивым детям кажется, что окружающие (ровесники) их недооценивают. Они видят в сверстниках, зачастую, неоправданно негативное к себе отношение. И этот их взгляд нельзя назвать обоснованным.
• Другими словами, ребенок, склонный к обидам, сам достаточно высоко и положительно себя оценивает (как и большинство детей этого возраста), но в отношении к себе других детей он склонен усматривать недостаточно хорошее к себе отношение. Такие дети и характеристику другим ребятам дают через призму отношения к себе, опираясь на описание отношения к себе. Например, «эта девочка хорошая, она со мной играет, угостила меня», а не «эта девочка веселая, она хорошо поет, у нее красивые банты».
• Обидчивый ребенок ориентирован на оценочное отношение к себе. Отсутствие позитивной оценки (со стороны окружающих) его самого, его действий для него равносильно неприятию всей его личности, отвержению, неуважению, нелюбви.
• Подобная особенность мешает ребенку получать удовольствие от самого процесса творчества, процесса создания художественного образа в результате рисования, лепки, например, и заставляет ориентировать свою деятельность на обязательное получение положительной оценки, похвалы.
• Таким образом, помимо того, что ребенок зачастую испытывает негативные эмоции, переживания, мешающие радоваться жизни, замечать прекрасное вокруг, излишняя обидчивость, ориентированность на мнение окружающих, некоторая «зацикленность» на отношении к себе других людей мешает развитию личностного потенциала ребенка, его творческих составляющих.
Надеюсь, уважаемые читатели, что моя краткая характеристика поможет вам сделать необходимые и правильные для вас выводы, чтобы помочь вашим детям стать еще счастливее.
Возможно, вам будет интересно ознакомиться и с другими статьями об особенностях развития личности ребенка:
СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ. ОСОБЕННОСТИ СТЕСНИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА
ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК (РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ)
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК! ЧТО ДЕЛАТЬ? (РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ)
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА
Источник: