НУЖНЫ ЛИ НАКАЗАНИЯ?


Уважаемые родители, в этой статье я хочу поделиться с вами некоторыми размышлениями на тему наказаний, угроз, запугиваний, упреков и других  приёмов, я бы сказала, силового (физического и морального) давления, применяемых в воспитании детей.

Надеюсь, что мои рассуждения помогут вам, уважаемые читатели сайта «Расти вместе», ответить на эти вопросы.

«Традиция» применения наказаний в воспитании берёт своё начало из глубокой древности. Почему же этот «воспитательный приём» так распространён и в настоящее время? Для чего нужны наказания? И так ли они нужны?

Давайте разберемся в этих вопросах, уважаемые взрослые. Почему же родители используют наказания? Почему этот «воспитательный приём» по мнению этих же родителей срабатывает?

Наказание или даже угроза наказания вызывает у ребёнка такие чувства, эмоции, как страх, чувство вины, стыда, подавленности, слабости. Гораздо проще управлять человеком, находящимся в состоянии страха или испытывающим чувство вины, гораздо легче навязать ему, растерявшемуся, свою волю.

Приведу несколько примеров.

Разнимая дерущихся малышей, родитель дает обоим по шлепку (применяет метод – «наказание ремнем») и ставит каждого в угол со словами: «Если будете драться, будете наказаны!». Какие должен сделать выводы ребенок из такой реакции взрослого на данную ситуацию? «Драться нельзя, потому что накажут». «Кто сильнее, взрослее, тот и прав». А может быть вам, уважаемые родители, хотелось бы, чтобы дети перестали драться потому, что сделали выводы о том, что любой спор можно разрешить мирно, не применяя физической силы. Но, тогда нужно это объяснить и самим показать пример бесконфликтного поведения, а не применять физическую силу и моральное давление, объясняя, что драться, то есть применять все ту же физическую силу, причиняя боль, нельзя.

Еще один пример. «Не будешь спать – «бабай» заберёт!» — говорит строгим голосом папа сыну, и малыш испуганно жмурит глазки. Папа доволен: ребёнок тотчас же сделал то, что хотел родитель, к чему хотел его приучить – стал «пытаться уснуть» ровно в 9.00. А какой будет сон у этого ребёнка, после такой «страшной сказки» на ночь, любящий папа не подумал. А потом родители удивляются: с чего это наш малыш стал бояться темноты, стал плаксивым, боязливым или, наоборот, агрессивным.

Или вот другой пример. Опережая прикосновение ребёнка к горячей кастрюле, мама резко хлопает его по попе. Не знаю, что ребёнку в данном случае будет больнее: обжечься или получить неприятный и обидный шлепок от самого родного человека.

Используя наказания, запугивания, жёсткие запреты, моральное подавление, родители, руководствуясь «благими намерениями», пытаются привить детям правильные, культурные нормы поведения. Но нужно не забывать, уважаемые взрослые, что у этих «действенных» средств есть побочные эффекты, и кто знает, какой из них рано или поздно проявится: боязливость, тревожность, агрессивность или излишне развитое чувство вины. Став взрослыми, люди с таким багажом, взятым из детства, становятся лёгкой «добычей» для манипуляторов, психологических «вампиров». Почему? Ну, если ваш ребёнок растёт с ощущением того, что самый родной и близкий человек имеет право сделать ему больно (наказать, обидеть и т.п.), он считает это нормой. И в результате —  позволяет так обращаться с собой (например, женщина живёт с мужем-тираном и считает при этом себя виноватой). Да, картина, конечно, получилась у меня страшноватая, но, по-моему, достаточно наглядная.

Возможен и противоположный вариант развития: копируя своих родителей, ребёнок убежден, что имеет право наказывать того, кого считает слабее, младше.

Задумайтесь, уважаемые взрослые, какого ребёнка вы хотите вырастить: свободно и самостоятельно мыслящего, руководствующегося в своих поступках собственными моральными ценностями, стойкого к разного рода попыткам психологического манипулирования или слабого, легко управляемого (и, надо сказать, не всегда теми людьми, которых вы бы посчитали достойными подражания), а может бездумно агрессивного.

Думаю, что вы сможете правильно ответить на вопросы: так ли необходим воспитательный метод – наказание детей, нужно ли наказывать ребенка. Ваше любящее сердце, дорогие родители, обязательно подскажет правильные решения для всех этих вопросов, и вы сделаете мудрые выводы, ведь вы желаете своим детям только добра и хотите, чтобы они выросли замечательными и счастливыми людьми.

Предлагаю рассмотреть некоторые  из таких методов, о которых рассказывается в следующих статьях:

КАК ВОСПИТЫВАТЬ, НЕ НАКАЗЫВАЯ (ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ)

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЙ (Я-СООБЩЕНИЯ)

КАК ВОСПИТЫВАТЬ, НЕ НАКАЗЫВАЯ (ОБЪЯСНЕНИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ)

ОЦЕНКА (ПОСТУПКА) В ПОМОЩЬ ВОСПИТАНИЮ

КАК ВОСПИТЫВАТЬ, НЕ НАКАЗЫВАЯ (ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СТИМУЛ)

Источник: rastivmeste.ru