Казалось бы, куда уж проще: поступил ребенок хорошо – похвалили, поступил плохо – поругали. Но не все так просто, как кажется. Иногда, давая оценку действиям ребенка, взрослые (педагоги, родители) учитывают исключительно результат, но не берут в расчет его мотивы.
Вот пример. Мама говорит: «Дочка, складывай побыстрее игрушки, я накрываю на стол, сейчас будем кушать». Через некоторое время мама заглядывает к дочке. Малышка убрала совсем небольшую часть игрушек, но при этом складывала все тщательно и аккуратно. Мама возмутилась: «Дочь, я же просила сделать все быстро, ведь обед стынет. Что ты за копуша такая!?» В данном случае мама заметила (и отметила) лишь только то, что результат не соответствовал ее ожиданиям. Она совсем не обратила внимание на мотив девочки («сложить все тщательно, аккуратно», возможно именно так, как учила мама), при этом дала отрицательную оценку ее личности (копуша).
В данном случае мама могла отметить положительные качества девочки и дать позитивную предвосхищающую (ориентирующую на правильные, положительные действия в будущих подобных ситуациях) оценку поведения вместе с отрицательной оценкой неправильного действия (оценка действий). Например: «Доченька, ты очень аккуратно все складываешь, а в следующий раз, я думаю, еще и быстро все сделаешь, чтобы и еда не остыла, и мне тебя ждать не пришлось».
• Отрицательную оценку давать можно только некоторым действиям, поступкам, но не личности ребенка. Хвалить же можно и за личностные качества.
• Порицать в большинстве случаев необходимо наедине, хвалить же можно и публично.
• Необходимо пояснять, почему именно такую оценку вы дали поведению, поступку ребенка, почему именно это «хорошо» или «плохо».
• Положительная оценка помогает ребенку поверить в себя, в свои силы, вдохновляет его. Вообще, адекватная оценка взрослого помогает ребенку найти нужные и добрые ориентиры для действий и поведения в целом, способствует формированию позитивных личностных качеств.
• Любую оценку нужно давать, опираясь на положительное в ребенке, давая прямую или предвосхищающую позитивную оценку.
Знаю некоторые примеры ситуаций, когда взрослые (даже педагоги) говорили: «Вот хочу его похвалить, но не нахожу за что». Особенно это актуально по отношению к «трудным» детям. В таких случаях мне всегда хочется сказать, если не находите положительных качеств в ребенке, так придумайте их, и они обязательно появятся.
Уважаемые взрослые, подходите к детям с положительными ожиданиями (и они обязательно оправдаются), верьте в них. Ну и, конечно, давайте ребенку образец, пример правильного (желаемого вами) поведения.
Надеюсь, дорогие читатели, что вы, так же как и я, считаете, что дать оценку действиям ребенка правильно, не навредив, не обидев его оценить поступок, действие — очень важно.
Источник: