Я — сообщение
Многим родителям, наверняка, приходилось сталкиваться с ситуациями, когда ребенок нарушает совместную договоренность, делает что-то, что заставляет родителя очень переживать, сердиться, негодовать, возмущаться. Как же поступают родители в таких ситуациях в большинстве случаев? А как еще можно реагировать на такое поведение? Как «достучаться» до своего ребенка?
В подобных случаях психологи советуют обратить внимание на такой прием общения, как «Я — сообщение».
Я — сообщение, Ты — сообщение
Начнем с примера. Ребенок подросткового возраста возвращается домой в двенадцать ночи вместо оговоренных девяти часов вечера. Естественно родители за эти три часа успели испытать массу отрицательных эмоций: и испугаться (вдруг что-то случилось), и возмутиться (как так можно, мы же договорились), и рассердиться (совсем родителей не уважает)… И вот ребенок, наконец, приходит домой. Как его обычно при этом встречают родители? Скорее всего, это будут возмущения, обвинения, высказанные повышенным тоном: «У тебя совесть есть? Во сколько ты обещал прийти? Ты совсем нас ни во что не ставишь!» Для таких и подобных им высказываний психологи придумали название «Ты — сообщения». Из самого названия и приведенного примера понятно, что в таких высказываниях используется местоимение «ты» и его производные (тебя, тебе, твой). А если бы мы использовали «Я — сообщения», как бы могли выглядеть наши высказывания? Возможно, мама сказала бы следующее: «Я так расстроена. Я очень о тебе переживала, всех обзвонила, не знала, что мне делать, куда бежать…» Как мы видим, в данном случае используется местоимение «я» (мне, меня, моя).
• «Я — сообщения» дают нам возможность выразить свои чувства, переживания. Как известно, сдерживать свои эмоции, «проглатывать» обиду – вредно, и для отношений, и для самого человека, который эти эмоции испытывает.
• Выраженные в такой форме негативные эмоции не обижают другого человека, не заставляют его защищаться, а защищаясь, нападать и обвинять в ответ («на себя посмотрите», «а вы тоже…», «отстаньте от меня», «вы просто ничего не понимаете»).
• Сообщая о своих переживаниях, чувствах, мы даем возможность детям увидеть в нас не просто строгих, авторитетных, непреклонных воспитателей, а еще и искренних людей, способных на сильные чувства, доверяющих своим детям.
• Видя нашу искренность и доверие к ним, наши дети, скорее всего, будут склонны ответить нам тем же.
• Кроме того, мы, не ставя никаких штампов, говоря «ты – бессовестный», «ты нас не уважаешь» и прочее (а ведь ребенок рано или поздно может согласиться с такими утверждениями), даем возможность детям сделать свои необходимые выводы, сделать свой выбор. Например, «я обязательно приду домой вовремя, чтобы не огорчать маму», «мама мне доверяет, я не могу …».
• Для того, чтобы принести положительный и значительный воспитательный результат, использование «Я — сообщений» должно перерасти в привычную форму общения.
• Старайтесь быть максимально искренними в выражении своих чувств.
• Обратите внимание на следующую возможную ошибку. Иногда родители начинают свое высказывание с «Я — сообщения», а заканчивают его, все-таки, «Ты — сообщением»: «Я очень огорчена, ты опять не сдержал свое слово». Избежать подобных ошибок, не использовать обвинительных фраз вполне возможно. Например, можно сказать: «Я очень огорчаюсь, когда не держат своего слова».
• Конечно же, применение только данного приема, приема «Я — сообщение», в общении не предотвратит абсолютно всех возможных сложных моментов в воспитании, не решит всех проблем. Но, в совокупности с другими методами и приемами (пример родителей, объяснение и естественные последствия, положительный стимул), очень поможет вам наладить благополучные взаимоотношения с вашим ребенком, поможет воспитывать и развивать его, не прибегая к наказаниям.
Источник: