Такие и подобные им вопросы возникают перед взрослыми, которым приходиться сталкиваться, в той или иной мере, с гиперактивностью ребенка.
Исходя из особенностей гиперактивных детей, родителям, а также педагогам, другим взрослым, которым приходится взаимодействовать с такими детьми, можно порекомендовать (посоветовать) следующее.
Рекомендации родителям гиперактивных детей
• Самое главное, родители (взрослые) должны понять, что данные особенности ребенка это не результат его плохого воспитания, характера. Поэтому не стоит винить ребенка или себя за такую данность (физиологическая обусловленность, особенности функционирования мозга) или силой, давлением пытаться перевоспитать, «переломить» его. Нужно просто учитывать индивидуальные особенности ребенка для организации наиболее благоприятных условий его развития и воспитания.
• Не стоит также самостоятельно ставить «диагноз», подразумевающий гиперактивность, или полагаться на заключение непрофессионалов.
• Всем взрослым, взаимодействующим с ребенком (родителям, педагогам, психологу), необходимо объединить свои усилия в выработке и применении единого стиля воспитания, требований к нему, в регулярном выполнении оптимального режима дня (соблюдение необходимых правил, регулирование нагрузки, выполнение режимных моментов). Одних занятий с психологом, педагогами для благополучной подготовки детей к будущему обучению в школе, например, будет недостаточно. Родители должны принимать самое активное участие в развитии и воспитании своего ребенка.
• При общении с ребенком необходимо быть максимально спокойными и терпеливыми и в ситуациях, вызывающих бурные отрицательные эмоции, и в ситуациях положительных, для того, чтобы не провоцировать излишнюю врожденную возбудимость.
• С этой же целью стоит избегать различных массовых мероприятий, большого скопления людей, чрезмерно эмоциональных игр, общения с сильно беспокойными товарищами.
• Также (после консультации со специалистом-медиком, ведущим ребенка, знающим все его особенности), можно использовать чай с добавлением соответствующих трав, ароматерапию, успокаивающие и расслабляющие ванны, легкий массаж перед засыпанием.
• Учитесь управлять вниманием своего ребенка, вырабатывайте в себе умение переводить малыша из состояния бурной активности в состояние спокойствия и расслабленности. В этом вам помогут различные успокаивающие упражнения, игры, стишки, песенки. Переходу в спокойное состояние может способствовать, как уже было сказано выше, расслабляющий массаж, ванна, прогулка перед сном, отсутствие эмоциональной нагрузки (просмотр телепередач, игры высокой интенсивности). Вы вполне сможете и сами придумать наиболее действенные именно для вашего ребенка ритуалы (спокойная песенка, колыбельная перед сном, игра-упражнение для расслабления и прочее).
• Как же успокоить ребенка, находящегося в состоянии бурной активности? Вот пример действия родителей: мама спокойно останавливает своего разбегавшегося малыша, предлагает ему немного отдохнуть (при этом она спокойно и нежно обнимает и поглаживает его) и найти его любимую игрушку, рассказать, что интересного сейчас лежит на столе (заранее подготовив необходимое), где сейчас папа, что он делает и так далее. Позитивный физический контакт (поглаживание по голове, нежные объятия, держание за руку) сможет стать вашим помощником и в том, чтобы выразить ребенку свою любовь, и в том, чтобы установить с ним добрые, теплые и доверительные отношения.
• Если ребенку трудно перейти от одного вида деятельности к другому, вы можете заранее предупредить (настроить его) малыша о том, что, например, после игры вы пойдете на прогулку, а после прогулки нужно будет пообедать.
• Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, так как излишняя нагрузка на нервную систему способствует обострению имеющихся симптомов.
• Если на занятии ребенок вынужден некоторое время выполнять достаточно монотонные действия, чаще устраивайте физкультурные минутки.
• Необходимо целенаправленно развивать внимание и память ребенка, упорядочивать полученные впечатления, систематизировать знания. И здесь на помощь взрослым приходят различные игры и упражнения, выполняющие именно такие задачи (например, «Что изменилось», мозаика, конструктор, из известных нам дворовых подвижных игр «Море волнуется…», «Тише едешь…»).
• Так как у гиперактивных детей мышление более долгий период остается наглядно-действенным, словесной инструкции для успешного выполнения какого-либо задания им недостаточно. Детям нужно дать возможность посмотреть, потрогать, подвигать, то есть поманипулировать с предметами. Кроме того, в связи с большой отвлекаемостью, переключаемостью, невозможностью удержать в голове весь процесс от начала до конечного результата, задания нужно разбивать на этапы, и только после полного выполнения одного этапа, можно переходить к объяснению и выполнению следующего.
• Занимаясь с ребенком, учите его проговаривать свои действия, выстраивать и озвучивать необходимую последовательность выполняемой работы («сначала я сделаю…, потом нужно сделать…, для этого я сделаю…» и так далее).
• Постарайтесь, чтобы занятия были максимально увлекательными, с видимым конечным результатом.
• Помните, что с помощью игры вам гораздо легче будет найти общий язык с ребенком. Используйте игру и ее возможности по максимуму, в различных жизненных ситуациях, а не только в самой игровой деятельности.
• Медикаментозное лечение часто является необходимым, но не достаточным для коррекции данного синдрома. Оно создает условия для благополучия психолого-педагогического воздействия.
• Повторюсь, без активного участия всех взрослых членов семьи, психолога, педагогов не обойтись. И чем раньше начать коррекционную работу, тем продуктивнее и быстрее проявятся результаты.
• Взрослым (родителям) стоит научиться взаимодействовать с ребенком, воздействовать на него без использования наказаний, нареканий, постоянной критики, которой в жизни гиперактивного ребенка итак предостаточно.
• Необходимо постараться быть максимально сдержанными, спокойными. Некоторые мелкие провинности и шалости иногда можно просто «не заметить». Не стоит постоянно твердить «нельзя», «стой», «нет». Ведь ребенок привыкает к этим словам и перестает на них реагировать. Без твердой и спокойной категоричности, порой, конечно же (в ситуациях угрожающих жизни и здоровью ребенка), не обойтись, и тут уж ничего не поделаешь.
• Очень важной для ребенка является похвала, так как из-за того, что детям постоянно делают замечания, может очень пострадать самооценка ребенка.
• Если на данный момент вы не находите повода для похвалы, старайтесь сами почаще создавать такие ситуации («ситуации успеха»), в которых ребенок проявит свои лучшие качества.
• Мотивируйте ребенка на проявление сдержанности, доведение начатого до конца, других необходимых качеств (похвалой, искренним восхищением, подчеркиванием пользы от подобных действий).
• Направляйте энергию ребенка на полезные дела, особенно те, которые носят спокойный характер.
• Конечно, начинать всегда очень трудно. Но, не смотря на то, что начальные этапы работы с такими детьми достаточно тяжелы, забирают много и душевных, и физических сил, ребенок, усвоив определенные способы действия, сможет постепенно перенести их сначала на подобные (аналогичные), а затем и на другие виды деятельности.
• Что касается учебы, то психологи рекомендуют воздержаться от поступления в школу с 6-7 лет, когда в большинстве своем гиперактивность достигает своей наивысшей точки развития. Годам к 8 мозг ребенка (при наличии необходимой совместной работы родителей, педагогов, психолога) будет более подготовлен для достижения хорошего результата в учебном процессе.
• Если соблюдать систематичность и последовательность в выполнении рекомендуемых коррекционных мероприятий (способ общения, занятия, игры, режим и так далее) мозг ребенка сможет натренироваться, и тогда можно будет обойтись без применения медикаментов, вести совершенно не отличающийся от других способ жизни.
• Не забывайте, что систематичность, последовательность – необходимые требования любого успешного воспитательного процесса.
• Не смотря на то, что гиперактивный ребенок требует повышенного внимания со стороны взрослых, постарайтесь сделать все, чтобы ребенок не чувствовал себя каким-то «особенным» (в не самом лучшем значении этого слова). Ведь все дети по-своему особенные, замечательные, все дети хотят быть хорошими, хотят, чтобы их любили.
• Стоит также не забывать, что иногда некоторые жизненные условия, обстоятельства, связанные со стрессами, непосильными учебными и психологическими нагрузками, провоцируют проявление симптомов очень схожих с СДВГ. И тут очень важно отличить истинный диагноз от временного состояния ребенка, вызванного жизненными обстоятельствами.
Надо сказать, что большинство рекомендаций (советов), на мой взгляд, в той или иной мере подходят для всех детей, то есть и таких, которых совсем нельзя назвать гиперактивными. Ведь детям дошкольного возраста свойственна и высокая двигательная активность, и неустойчивость внимания, и отсутствие умения регулировать свое поведение (вплоть до старшего дошкольного возраста), и импульсивность, особенно если она подкреплена особенностями темперамента ребенка. Соблюдение данных рекомендаций поможет создать условия для благополучного развития ребенка и налаживания плодотворного взаимодействия с ним.
Надеюсь, уважаемые родители, что данная статья, хоть и получилась довольно объемной (так хотелось ничего не упустить), помогла вам ответить на вопрос: что делать, если ребенок гиперактивный.
Источник: