Данная диагностическая методика (автор А. Р. Лурия) подойдет для исследования памяти детей, начиная с пяти лет.
Какие же особенности психического развития, состояния памяти у ребенка можно выявить благодаря методике «Десять слов»?
• Соответствие или же несоответствие состояния памяти возрастной норме: состояние кратковременной памяти и объем долговременной.
• Возможные отклонения в психическом статусе: неустойчивость внимания, повышенная утомляемость.
• Выявление особенностей, которые могут свидетельствовать об органических поражениях мозга.
Порядок проведения диагностической методики «10 слов»
Никакого специального оборудования для проведения этой диагностики не понадобится. Необходимо только заранее приготовить список из десяти слов и бланк для фиксации результатов (протокол исследования).
Естественно, исследование проводится в тишине, без отвлекающих факторов.
В список слов входят 10 односложных и двусложных простых слов, не связанных между собой по смыслу. Например, стул, небо, кот, дочь, окно, конь, лес, день, дом, нос.
Взрослый (психолог) предлагает ребенку прослушать внимательно слова и назвать те, которые он запомнил. Слова, названные ребенком, фиксируются в протоколе. Задание повторяется 3-5 раз. В зависимости от того, как быстро ребенок сможет назвать все слова (если получится). Причем, взрослый уточняет: «Сейчас я еще раз прочту все слова, а ты снова назовешь те, что запомнил. И те, которые называл прошлый раз, и те, которые еще запомнил».
Оценка результатов проводимого исследования
Для удобства и правильности оценки результата проводимой диагностики все слова нумеруются. В протокол вносятся номера названных слов, подсчитывается их количество на каждом этапе проводимого исследования.
В норме количество запоминаемых слов увеличивается с каждым этапом, пока не дойдет до полного списка в 10 слов. Но, надо сказать, что окончательное количество слов, которые запомнил ребенок, может составить и 9, и 8 слов, что так же будет результатом, не выходящим за рамки нормы.
Если необходимо узнать об объеме долговременной памяти, то ребенка можно попросить воспроизвести слова, которые он запомнил, через час.
Наиболее наглядно результаты исследования памяти по методике «10 слов» можно будет увидеть, если построить графики.
По горизонтали отмечаем номер этапа исследования.
По вертикали – число названных ребенком слов.
При нормальной памяти «кривая» на составленном графике будет выглядеть так.
При наличии неустойчивости внимания, кривая, отражающая результаты исследования, может иметь зигзагообразный вид.
Если кривая будет иметь следующий вид: после небольшого подъема образуется прямая линия, то есть количество воспроизводимых слов не меняется, при этом может наблюдаться повторение одних и тех же слов или называние совсем других – можно отметить возможное наличие органических поражений мозга.
При высокой утомляемости, астении, кривая на графике может сначала резко подняться вверх. Но, так как при каждой последующей попытке (третьей, четвертой) количество называемых слов будет уменьшаться, кривая может «поползти» вниз.
ВАЖНО:
Какие бы данные не были получены в результате исследования памяти ребенка по диагностической методике «Десять слов», необходимо помнить, что никогда не стоит делать поспешных выводов. Чем больше разнообразных методик будет использовано при исследовании того или иного качества, особенности психики ребенка, тем объективнее будет конечный результат.
Рекомендую также интересный онлайн тест для заботливых родителей «Мои отношения с ребенком».
А для проведения исследования мышления ребенка — диагностическую методику «Самое непохожее».
Источник: