.
Давайте, уважаемые взрослые, попробуем разобраться в этих вопросах.
Конфликты в детских взаимоотношениях, как утверждают психологи, могут играть как положительную, так и отрицательную роль. Они могут оказывать как разрушающее, так и развивающее воздействие на личность ребенка. Все будет зависеть от того, насколько конструктивно будет разрешен конфликт.
Для того чтобы конфликт выполнил свою позитивную, развивающую функцию необходимо, чтобы он разрешился правильно, конструктивно. Такое завершение конфликтной ситуации вызывает у участников ощущение удовлетворения, спокойствия, торжества справедливости, радости общения.
При неправильном, деструктивном разрешении конфликта (наличие пострадавших сторон, игнорирование ситуации или ее подавление), последствия имеют очень неприятный, разрушительный для личности характер и проявляются в возникновении чувства обиды, тревоги, усталости, затаенной агрессии, одиночества.
Конфликты между детьми дошкольного возраста чаще всего возникают из-за стремления обладать игрушкой (дети 2-3х лет), из-за борьбы за исполнение наиболее популярных ролей в игре (дети 3-5ти лет), по поводу игровых ситуаций: правил игры, развития ситуации, действий игроков (дети 5-6ти лет). Ясно, что возникновение конфликтных ситуаций в жизни ребенка неизбежно Главное — научить детей правильно, «без потерь» выходить из них, то есть конструктивно разрешать конфликты. Тогда сложившаяся ситуация, с правильным выходом из нее и вынесенными уроками (учиться договариваться, не применять силу, обсуждать спорные вопросы, находить позитивный вариант разрешения конфликта), будет еще одной ступенькой в развитии личности ребенка.
Агрессивное разрешение ситуации (В подобном случае ребенок может рассуждать таким образом: «Вы будете со мной играть, а не то я вас побью»).
Привлечение сторонних участников для завершения конфликта в свою пользу («Вот я позову старшего брата, и он заставит вас со мной играть»).
Уход от сложившейся ситуации («Ну и не надо, не буду с вами играть»), обида.
К разрешению конфликта позитивным, конструктивным способом можно отнести положительное развитие ситуации и завершение ее с учетом интересов всех сторон («Спрошу, во что они хотят поиграть, и мы договоримся» или «Предложу другую интересную для всех игру»).
Думаю, что если у детей есть опыт положительного разрешения конфликтных ситуаций, то взрослый может не вмешиваться, наблюдая за развитием сложившейся ситуации со стороны.
Если дети малы, и не имеют опыта выхода из подобных ситуаций, взрослый должен показать пример позитивного ее разрешения, чтобы у детей не сформировались нежелательные «поведенческие привычки», не закрепилось убеждение, что кто сильнее, тот и прав.
Взрослый (педагог, родитель), обучая ребенка правильному выходу из конфликтных ситуаций, способствует формированию у него готовности к обсуждению спорных вопросов, умения находить компромисс, ладить с окружающими людьми, устанавливать благополучные отношения со своими ровесниками.
Таким образом, можно сделать вывод, что детские конфликты, разрешаемые конструктивно (сначала при содействии взрослых, потом самостоятельно детьми) играют положительную, социализирующую роль, и могут быть даже полезны для развития коммуникабельности ребенка, формирования умения выходить из проблемных ситуаций, учитывая интересы других людей, умения взаимодействовать, сотрудничая, для воспитания ответственности и самостоятельности.
Сегодня, уважаемые читатели, мы говорили о роли детских конфликтов, их значении, о том, какие способы разрешения конфликтов, конфликтных ситуаций существуют. А вот помочь ребенку приобрести навыки бесконфликтного взаимодействия, благополучного общения со своими сверстниками ребенку поможет правильно организованная игра, и в первую очередь — сюжетно-ролевая.
Возможно, Вас заинтересуют также следующие статьи о воспитании:
ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЙ (Я-СООБЩЕНИЯ)
ОЦЕНКА (ПОСТУПКА) В ПОМОЩЬ ВОСПИТАНИЮ
КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН НЕ ВЫРОС ЭГОИСТОМ?
ДЕТСКАЯ ЗАВИСТЬ. Как с ней справиться? Советы родителям
Источник: