На эти вопросы, уважаемые читатели, мы и постараемся с вами сегодня ответить.
Все люди, маленькие и большие (взрослые и дети), в своей сознательной жизни в той или иной степени сталкивались с этим неприятным чувством – чувством обиды.
Иногда эти обиды имели оправданную причину, а иногда были безосновательными, надуманными.
Иногда мы чувствовали себя обиженными потому, что человек, который имеет для нас значение, совершал что-то обидное по отношению к нам, намеренно желая нас обидеть, сделать нам больно, а иногда кто-то, сам того не ведая, просто не оправдывал наши от него ожидания, а мы воспринимали это как действие, намеренно направленное против нас.
Не зависимо от причины обиды, все мы понимаем, что находиться в состоянии обиды дискомфортно, это мешает нам радоваться жизни, замечать прекрасное, быть счастливыми. Кроме того, излишняя обидчивость мешает не только обладателю этого качества, но и людям его окружающим.
И многие из нас, став взрослыми, учатся работать над своими обидами, учатся не носить это чувство в себе, не культивировать его…
И все-таки, нам взрослым проще. Мы можем проанализировать свое состояние и, если оно нас не устраивает, мы всегда можем провести «работу над ошибками», сделать выводы и развиваться в желаемом направлении.
А как же быть детям?.. Ведь все, что мы впитываем в этом возрасте, мы в большей степени несем и в свою взрослую жизнь как часть нас самих. Как говориться, «все мы родом из детства», и многие проблемы взрослой жизни, в том числе и повышенную обидчивость, мы захватываем именно оттуда. Значит, наверное, есть смысл помочь детям избавиться от излишней склонности к обидам как можно раньше? И взрослым, любящим своего ребенка, нужно постараться не закрепить эту черту характера (обидчивость) у своего дорогого чада.
• Очень важным, как и во многих других ситуациях, связанных с воспитанием, является пример родителя, взрослого. Старайтесь на собственном примере показать ребенку возможность достойного и рационального выхода из различных обижающих ситуаций. Для маленьких детей это может быть обмен игрушками, если, например, желаемую игрушку не дают или же хотят забрать имеющуюся («Давай я тебе дам поиграть мячиком, а ты мне – машинкой!»), использование веселых «мирилок» в случае возникновения конфликтных ситуаций («Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…») и так далее.
• Полезным будет просмотр мультфильмов, чтение сказок, рассказов на данную тему с последующим обсуждением сюжетных ситуаций (что произошло, как герои справились с возникшей ситуацией, как еще можно было поступить, как ты предлагаешь…).
• Старайтесь не создавать ситуаций, в которых ребенку необходимо будет доказывать, что он достоин, что он лучший…
• Не стоит также применять соревновательные приемы, даже в ситуации игры (по крайней мере, свести их к минимуму).
• Применение словесных формулировок типа «посмотри на того мальчика», «а та девочка – молодец!», «что подумают соседи» и тому подобное может только усугубить ситуацию. Ведь такие «воспитательные приемы», как сравнения с другими, апеллирование к мнению окружающих, можно сказать, противопоказаны для обидчивых детей.
• При организации деятельности (игровой, трудовой, творческой и др.) необходимо делать акцент на самом процессе (как это интересно и увлекательно), а не на результате (какой у тебя удачный или неудачный рисунок получился). Постарайтесь научить ребенка получать удовольствие от интересного и увлекательного творческого процесса создания чего-либо, взаимодействия с окружающими (сверстниками в игре). И совсем не важно, будет ли результат действий ребенка оценен (высоко оценен) окружающими (сверстниками, родителями).
• Постарайтесь в окружении ребенка, в своей семье в первую очередь, создать атмосферу принятия, доброжелательности, уважения и понимания ценности личности каждого человека (а все люди разные).
Об этом мы поговорим в следующей статье.
Возможно, вам будет интересно ознакомиться и с другими статьями об особенностях развития личности ребенка:
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ (ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ)
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ГОВОРИТ НЕПРАВДУ, ЛЖЕТ?
СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ. ОСОБЕННОСТИ СТЕСНИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК! ЧТО ДЕЛАТЬ? (РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ)
РЕБЕНОК – ЯБЕДА? Как избежать? Советы родителям
Источник: