Священномученик Никита Прибытков

Николай Прибытков — сын пономаря из села Елбанское Бийского округа Томской губернии. Окончил Барнаульское духовное училище. С 3 апреля 1880 года 21-летний Николай Прибытков служил псаломщиком в Томской губернии.

8 мая 1884 рукоположен в сан диакона. По сведениям 1886 года, служил в Михаило-Архангельском храме села Мартыновского Кузнецкого уезда Томской губернии. 3 марта 1887 года переведен к Одигитриевской церкви города Кузнецка (ныне Новокузнецк), позднее состоял на должности псаломщика в Преображенском соборе города Кузнецка 17 мая 1888 года был определен на священническое место к церкви Рождества Христова села Подгороднего. 18 июля того же года рукоположен во священника. 1 сентября 1889 года, согласно прошения, перемещен к Троицкой церкви села Березовского Кузнецкого округа. С 1893 служил в Мартыновской Михаило-Архангельской церкви. С 12 марта 1896 года — настоятель Никольского храма села Жуланиха Барнаульского округа. В мае этого же года открыл при храме приходское попечительство.

С 1896 года состоял сотрудником Попечительства о бедных духовного звания. За участие в Первой всероссийской переписи населения в 1897 году был награжден медалью. В 1899 — 1918 годах был действительным членом Алтайского православного миссионерского общества.

Не ранее 1903 года был переведен в город Кузнецк. С 19 марта 1910 года служил священником в Бийском Тихвинском женском монастыре. В 1912 году овдовел. В 1914 году принял постриг с именем Никита. Продолжил служить в Бийском Тихвинском женском монастыре. К 1920 году стал игуменом.

В 1921-1922 годах был возведен в сан архимандрита архиепископом Бийским Иннокентием (Соколовым). 23 января 1924 был хиротонисан во епископа Кузнецкого патриархом Тихоном. В том же году переведен на Рубцовскую кафедру.

Во время обновленческого раскола возглавил «тихоновские» приходы. Фактически управлял тихоновскими приходами Бийской епархии с 1924 года, но лишь к 1927 году епископу Никите удалось добиться регистрации епархиального управления.

С 1927 года — епископ Бийский, викарий Алтайской епархии. В 1927 году был арестован. Из заявления владыки Никиты Бийскому окружному прокурору: «Полученный мною 22 сего ноября повесткою я вызываюсь на 25 сего ноября в с. Коробейниково в качестве свидетеля в нарсуд 5-го участка. Не имея возможности вследствие распутицы прибыть за 150 верст к названному сроку, при моем возрасте 74 года, чувствуя общее недомогание тела и опасаясь вследствие этого возможности заболеть в пути, прошу Вашего распоряжения снять допрос с меня по нужному для нарсуда 5-го участка делу в Бийске, месте моего жительства».

Органы ОГПУ следили за каждым его шагом, каждым словом. 23 января 1931 года он пригласил на день рождения несколько бийских священников с женами. На следующий же день всем участникам скромного застолья, в том числе имениннику, чекисты устроили допрос: не носило ли «сборище» антисоветского характера, не велось ли там антисоветской агитации? Их с трудом удалось убедить, что о политике речи не было. Чекисты усмотрели контрреволюцию и в том, что в храмах ежегодно, в первое воскресенье Петровского поста, праздновалась память всех святых, в земле Российской просиявших, поскольку в их числе есть князья и цари… При обыске у владыки Никиты нашли меморандум заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и ответ на него представителя правительства Смидовича. В меморандуме митрополит Сергий изложил правительству ряд просьб и предложений по поддержанию хотя бы мало-мальски сносных условий церковной жизни тихоновцев:

    не приравнивать духовенство к нетрудовому элементу не закрывать детям духовенства доступ в школы и вузы членов церковных советов не приравнивать к кулакам при решении вопроса о закрытии храма принимать во внимание голос прихожан разрешить открытие богословских курсов (обновленцы имели духовные академии) разрешить издание журнала при патриархии в новой Конституции не ухудшать положения верующих в СССР

Ответ Смидовича был туманным, но все же давал какие-то надежды. В «органах» объявили оба документа «контрреволюционными» на том основании, что они «не имеют официального характера и предназначены для возбуждения недовольства советской властью у священнослужителей и верующих».

8 февраля 1931 года был арестован и этапирован в барнаульскую тюрьму.

После ареста владыки эти найденные у него документы послужили одним из главных пунктов его обвинения. При обыске у владыки Никиты нашли список из 71 фамилии, лишь у некоторых были указаны имя и отчество. Список не имел названия. Владыка, похоже, заполнял его постепеннно, день за днем. Чекисты разобрались, что это список лиц, взятых «по линии ОГПУ» и включили его в «дело», как еще одно доказательство недовольства епископа советской властью.

Одновременно с арестом епископа Никиты чекисты произвели аресты «активных церковников» в количестве 25 человек из окрестных сел. Кроме того в Бийске были арестованы священники И.А. Веселовский, Т.А. Смородинов и секретарь владыки Никиты И.К. Соколов, сын архиепископа Иннокентия. Арестованные вряд ли знали о существовании друг друга, но по ходу «следствия» их искусственно объединили в «контрреволюционную организацию церковников», а во главе ее поставили преосвященного Никиту.

Владыку допрашивали 8 раз. После изнурительных допросов он «признался» в том, что руководил вымышленной чекистами к/р организацией церковников. Вот строка из его признания: «Хотя я и невиновен, но руководство контрреволюционной организацией я принимаю на себя». 4 мая 1931 года во время еще одного из допросов владыка Никита сказал: «Признание свое я мотивирую тем, чтобы скорее закончилось следствие».

13 июня 1931 осужден как «руководитель к/р организации церковников» по статье 58 п. 10, 11 УК РСФСР, приговорен к 5 годам ссылки в Востсибкрай. Из осужденных по этому групповому делу 29 человек один человек был приговорен к расстрелу, остальные к различным срокам заключения.

Ссылку отбывал в Туруханском крае.

В апреле 1933 по ходатайству постоянного представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю епископ Никита был со спецконвоем доставлен в Новосибирск, где на него было заведено новое следственное дело. 13 июня 1933 тройкой при постоянном представительстве ОГПУ по Западно-Сибирскому краю был осужден как «инициатор и руководитель Алтайского филиала к/р повстанческой организации церковников», и приговорен к 5 годам ИТЛ с заменой ссылкой на тот же срок в Нарымский край ввиду преклонного возраста. Из 46 священнослужителей, проходивших с ним по делу, 24 были расстреляны, остальные были приговорены к различным срокам лагерей и ссылок.

Епископ Никита свою «вину» признал. Измученного ссылкой, потрясенного новым неожиданным арестом престарелого епископа следователь принудил подписать заранее составленные протоколы допроса. По мнению Василия Гришаева, епископ, убедившись в бессмысленности сопротивления, положился на волю Божию, утешая себя словами Нагорной проповеди: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное». Именно этот стих слышал от него еще при первом аресте, в 1931 году, сидевший с ним в одной камере бийский священник Александр Шарков.

Епископ Никита и вторую ссылку отбыл не до конца, а может быть, и не начинал ее. Комиссия по разгрузке мест заключения освободила его по причине глубокой старости, хотя этому и пытались противодействовать органы ОГПУ.

7 ноября 1934 назначен епископом Малмыжским.

С 22 мая 1935 назначается епископом Белевским, викарием Тульской епархии.

Еще в 1922 году при бывшем Спасо-Преображенском монастыре города Белева была создана православная церковная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне. Епископ Игнатий (Садковский) и его брат иеромонах Георгий (Садковский) были организаторами и духовными наставниками общины. Их полные лишений, гонений и монашеского самоотречения жизни долгие годы являлись примером для всех православных города Белева и прилегающих окрестностей.

Несмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община все эти годы продолжала существовать, объединяя сотни людей. Община претерпела ряд изменений. Вначале она существовала при Спасо-Преображенской церкви бывшего мужского монастыря, затем при Стефановский (Богородице-Рождественской) церкви, а в середине 1930-х годов, когда епископ Никита прибыл в Белев, — при Казацкой (Никольской на Казацкой слободе) церкви. Все эти годы прихожане были объединены одной целью: жизнью в Боге и по заповедям Божиим. Все эти годы община, затем подпольные монастыри подвергались гонениям. 77-летний старец епископ Никита, несмотря на преклонные годы, сумел стать достойным продолжателем начатого епископом Игнатием дела. На вопрос следователя, младшего лейтенанта Дадочкина при последнем аресте «Службы при Казацкой церкви проводились ежедневно?» — епископ Никита ответил: «Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером, так же как ранее в закрытых монастырях».

18 ноября 1937 года арестовали 51 человека из духовенства и монашествующих по обвинению в контрреволюционной деятельности и создании подпольных монастырей. В этот раз епископ Никита не был арестован только в связи с тяжелой болезнью. Все арестованные были приговорены 2 декабря 1937 года к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 10 декабря в Тесницком лесу под Тулой. Из 51 расстрелянных 39 были женщины — монахини и послушницы. Среди расстрелянных был настоятель мужского подпольного монастыря иеромонах Софроний (Сорокин).

Епископ Никита Прибытков был арестован 16 декабря 1937 года. Вместе с ним были арестованы еще 19 человек. Их разыскивали, так как они пытались скрыться в деревнях, пытались обосноваться в городе Скопине у епископа Игнатия (после отбытия заключения он некоторое время был епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии).

Епископу Никите было предъявлено обвинение в том, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего строя». Из 20 арестованных только один человек был светским — это врач-терапевт Б.А. Субботин, который обвинялся в финансировании этой группы. Все они были люди далеко не молодые. Епископу Никите в то время было 78 лет! В деле содержатся протоколы допросов «свидетелей» — нескольких крестьян, которые показали, что их действительно агитировали и что все арестованные занимались контрреволюционной деятельностью. Из двадцати человек пятеро не выдержали допросов и подписали протоколы, подтверждающие их контрреволюционную деятельность.

Из материалов расследования 1957 года, проведенного по заявлению сына доктора Субботина, стало известно, какими методами были добыты показания. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали, не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой.

Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года. Арестованные были переведены в Тулу. 30 декабря 1937 года «тройка» вынесла приговор: расстрел.

3 января 1938 года их расстреляли и похоронили в Тесницком лесу на 162-м километре шоссе Москва-Симферополь.

Источник: polit.ru