Священномученик Григорий Сербаринов

Григорий Сербаринов — из села Нижнее Плуталово Зарайского уезда Рязанской губернии. В 1901 году 21-летний Григорий Сербаринов окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1905 году — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В ноябре 1905 г. назначен помощником инспектора Казанской духовной семинарии. По БД ПСТГУ, с 1905 года преподавал в Вятской духовной семинарии. С сентября 1906 г. — библиотекарь ученической библиотеки, исполнял обязанности казначея попечительства о бедных воспитанниках при семинарии, преподавал немецкий язык.

В 1907-1908 гг. — делопроизводитель при Казанской духовной семинарии и член правления попечительства о бедных воспитанниках. С марта 1909 г. — преподаватель по кафедре истории церкви Вятской духовной семинарии, читал курсы истории и обличения русского раскола, историю западных вероисповеданий. В августе 1909 г. назначен преподавателем русской словесности и литературы на Вятских миссионерских инородческих курсах, избран членом Вятской архивной учебной комиссии.

Был женат. К 1918 году в семье было трое детей.

26 сентября 1909 г., после смерти тестя, о. Иоанна Шишова, определен на его место в домовом храме во имя св. апостолов Петра и Павла при Петропавловской больнице Санкт-Петербурга. 21 октября 1909 г. рукоположен во иерея. В марте 1911 г. переведен в храм Происхождения честных древ Креста Господня и иконы Божией Матери «Тихвинская» (Спасо-Бочаринская церковь). С ноября 1912 г. служил третьим священником в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице. В сентябре 1916 г. определен законоучителем в Ливальский приют ведомства учреждений императрицы Марии.

В 1916-1917 гг. окормлял больных и раненых воинов, находившихся на излечении в лазарете бывших Императорских фарфорового и стекольного заводов. В феврале 1917 г. назначен членом Духовной комиссии по удовлетворению религиозно-нравственных нужд русских военнопленных. В мае 1917 г. епархиальным собором избран членом Епархиального миссионерского совета и членом правления Петроградской духовной семинарии. Проводил беседы в полицейских домах Петрограда и как известный городской священник проповедовал в Казанском соборе.

Являлся членом Общества ревнителей единения восточноправославных и англиканских церквей, возглавлявшегося архиепископом Евлогием (Георгиевским). В 1914 г. избран секретарем общества. После Октябрьской революции 1917 г. зарубежные друзья предлагали о. Григорию уехать в Англию, но он отказался, сказав, что остается со своей паствой. В 1918 г. был арестован на четыре месяца, содержался в камере Трубецкого бастиона Петропавловской крепости.

С декабря 1918 г. — исполняющий должность настоятеля, с февраля 1919 г. — настоятель Скорбященской церкви Петрограда. Возведен в сан протоиерея.

Проводил денежные сборы в помощь арестованным и на содержание Петроградского богословского института. Принимал активное участие в жизни епархии, всегда хранил чистоту канонов православной Церкви. Не принял позицию обновленцев и отмежевался от них. Был среди подписавших 1 сентября 1922 г. заявление об учреждении Петроградской автокефалии.

5 сентября 1922 года года арестован вместе с большой группой священнослужителей и мирян по обвинению в том, что они «организовывали нелегальные сборища, распространяли ложные слухи, создавая в народе настроения против обновленческого движения». 15 сентября приговорен Петроградским губотделом ГПУ к трем годам ссылки в Оренбургскую губернию. 27 декабря 1922 г. постановлением Комиссии НКВД по административным высылкам местом ссылки определена Уральская область. Отбывал срок в пос. Джамбейта, где окончил медицинские курсы и работал фельдшером в местной больнице. Досрочно возвращен из ссылки в ноябре 1924 г. по личному ходатайству патриарха Тихона.

Поскольку Скорбященский храм захватили обновленцы, о. Григорий оказался за штатом, но вскоре стал служить в соборе прп. Сергия Радонежского в Ленинграде. В 1928 г. совмещал служение в храме с преподаванием истории западных исповеданий на Высших богословских курсах.

В 1930 г. назначен настоятелем Сестрорецке Ленинградской области. После закрытия собора в 1931 г. служил в сестрорецкой кладбищенской церкви во имя свт. Николая Чудотворца, в том же году переведен настоятелем в храм Рождества Христова на Песках в Ленинграде.

3 января 1934 г. по ордеру ОГПУ задержан в Сестрорецке сотрудниками местного погранотряда. Содержался в тюрьме в Ленинграде. В числе 175 обвиняемых во главе с Кирилловским еп. Валерианом (Рудичем) проходил по делу «Ленинградской церковно-монархической организации евлогиевцев». Виновным себя не признал, отрицал свое участие в «контрреволюционной организации по сближению православной церкви с англиканской». Осужден 25 февраля 1934 г. Особой тройкой Постоянного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе на пять лет ИТЛ. Отправлен в бухту Нагаева (ныне Магадан), работал на строительстве дороги, потом фельдшером в лагерном медпункте.

По освобождении в 1937 г. поселился в Казани, устроился счетоводом; несмотря на происходившие в стране открытые гонения на веру, сразу обратился к Петергофскому архиеп. Николаю (Ярушевичу), затем к Казанскому архиеп. Никону (Пурлевскому) с просьбой дать ему возможность священствовать.

Вновь арестован 28 декабря 1937 г. по обвинению в том, что, «возвратившись из заключения, восстановил связь с духовенством, продолжал антисоветскую агитацию, используя религиозные предрассудки». Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. В обвинительном заключении особо подчеркивалось, что отец Григорий добивался места священника и тем самым показал, что «своих контрреволюционных взглядов не пересмотрел». 30 декабря 1937 г. приговорен Особой тройкой при УНКВД по Татарской АССР к расстрелу.

Расстрелян 8 января 1938 года в Казани.

Источник: polit.ru

Добавить комментарий