Наверстать упущенное. Поможет ли школьникам шестидневка?

Министр просвещения Сергей Кравцов рекомендовал школам вводить шестидневку, чтобы школьники восполнили пробелы в знаниях, возникшие из-за пандемии. Но и до этого совета школы могли добавлять один день на свое усмотрение. Поможет ли количество часов, чтобы как следует подготовиться к выпускным экзаменам?

Шестидневка — это законно?

Официальных данных, сколько школ в России учатся шесть дней в неделю, нет. Однако согласно данным опроса ОНФ «Равные возможности — детям», 68 % российских школьников учатся пять дней в неделю, и треть детей приходят в школу по субботам. В 2019 году, когда проводился опрос, в России, по данным Росстата, насчитывалось 40 823 школы. Выходит, что шесть дней в неделю учатся плюс-минус 12 тысяч российских школ.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормативами, в начальных классах учебная неделя ограничена пятью днями. Что касается 5–9-х классов, федеральный закон «Об образовании» дает право каждой школе принимать решение о режиме занятий самостоятельно. Правда, с оговоркой: школа должна учитывать мнение совета родителей и учащихся. Кроме того, количество учебных часов за пять лет не должно превышать 6020, согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования». Если родители не согласны с таким режимом учебы, они могут обратиться в Роспотребнадзор и Рособрнадзор. 

Пять или шесть? 

В конце января 2021 года Минпросвещения направило рекомендации в регионы по организации учебы на фоне пандемии. Одним из вариантов компенсации недополученных школьниками знаний была временная шестидневка. Решение оставили за школами. 

«Каждая школа решает вопрос о выстраивании образовательного процесса в зависимости от того, насколько долго была либо на карантине, либо были продлены каникулы, домашнее обучение, — цитирует министра просвещения Сергея Кравцова ТАСС. — В зависимости от ситуации и в соответствии с тем уровнем результатов, который показали школьники по итогам срезов знаний». 

Некоторые регионы к рекомендациям ведомства прислушались и ввели шестидневное обучение до конца года. Так, старшеклассники Ставропольского края будут учиться одну четверть в режиме шестидневки, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ и Всероссийской проверочной работе, сообщил глава региона Владимир Владимиров.

В Крыму отставание школьников собираются компенсировать за счет того, что урежут каникулы и увеличат количество учебных часов в день.  «Мы не пошли на этот шаг [введение шестидневки] даже после вхождения полуострова в состав России в 2014 году, чтобы не вызвать гнев со стороны детей и их родителей, — сообщила «Коммерсанту» первый заместитель министра образования РК Валентина Бойко. — И сейчас этого тоже не будем делать».  

В крупных городах и столице школы не видят необходимости вводить шестидневку. У столичных школьников было больше возможностей, чем у детей из маленьких городов и сел, не отстать от программы. 

Директор столичной средней общеобразовательной школы «Интеграция» Аксана Долгалёва сказала в комментарии Полит.ру, что их ученики не отстали от программы и школа остается на пятидневке, как, впрочем, все столичные школы. 

«Наша школа на шестидневку не перейдет, я не сумасшедший, нельзя в эту коробку детей запихивать. Огромная жизнь вокруг. Старшеклассники ходят на массу интересных занятий, работают музейные программы, — рассказал директор столичной школы № 109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург на пресс-конференции, посвященной рекомендации Минпросвещения. — Конечно, в стране нет цифрового равенства, есть территории, где нет нормальной связи, там школьникам придется наверстывать упущенное. В Москве ситуация иная, кроме того, вновь заработали учреждения дополнительного образования, занятия в которых важны для школьников».

В Санкт-Петербурге также не будут изменять расписание школьников, заявила вице-губернатор Ирина Потехина, курирующая образование. Предпосылок для изменения учебного процесса и перехода на шестидневку не видят в Пермском крае и Сахалинской области, пишет «Коммерсантъ». 

Во многих регионах не будут вводить шестидневку, потому что там и так большинство школ учатся шесть дней в неделю. Такова ситуация в Якутии, в Дагестане, в Еврейской АО, Иркутской области, Хабаровском крае.

Вопрос об отставании российских школьников от программы — тоже предмет для дискуссии. Руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко обращает внимание на то, что в период дистанционного обучения родители российских школьников сами занимались с детьми, и довольно продуктивно. 

«То, что дети не учились в школе, не значит, что они не учились вообще или учились хуже, чем в образовательных организациях. Многие наняли репетиторов. То, какой всплеск на репетиторские услуги был зафиксирован летом этого года, показывает, что родители отнеслись к проблеме очень серьезно», — сказала Татьяна Клячко Полит.ру.

По данным Фонда «Национальные ресурсы образования», половина российских старшеклассников и 28 % учеников младших классов занимается с репетиторами, рассказала директор Фонда Татьяна Половкова.  

Пять дней учиться в неделю или шесть — не так важно. По словам депутата Олега Смолина, не всегда количество времени, проведенного в школе, говорит о качестве образования. Проблема заключается в содержании образовательной программы российских школ. 

«В последнее время в школьном образовании происходило увеличение количества обязательного материала при снижении учебных часов, — пояснил Смолин в ходе пресс-конференции, посвященной рекомендации Минпросвещения. — В результате дети проходят всё галопом по Европам и в итоге не знают элементарных вещей. В такой ситуации необходимо сокращать объем материала, изучаемого в школе, чтобы дети могли нормально усваивать оставшееся».

Таким образом, «пандемическое» отставание от школьной программы в целом подняло вопрос разбалансированных мер и устаревших учебных программ. Но об этом пока в Минобре не говорят.

Источник: polit.ru