Масоны

Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Джона Дикки «Масоны. Как вольные каменщики сформировали современный мир» (перевод Валентина Фролова).

История масонства неразрывно связана со многими выдающимися личностями, среди которых Уинстон Черчилль и Уолт Дисней, Вольфганг Амадей Моцарт и Шакил О’Нил, Бенджамин Франклин и Базз Олдрин, Джузеппе Гарибальди и Артур Конан Дойл, Генри Форд и Сесил Родс, Редьярд Киплинг и Буффало Билл. Основанное в Лондоне в 1717 году как объединение вокруг идеалов, формирующих характер, масонство за два десятилетия распространилось по всему миру. При Джордже Вашингтоне оно создало мировоззрение американской нации; масонские сети скрепляли Британскую империю; при Наполеоне масонские ложи превратились в орудие авторитаризма, а затем — в прикрытие революционного заговора. Масонству обязаны своим происхождением мормонская церковь и сицилийская мафия. Сегодня в Великобритании насчитывается 400 тысяч масонов, в США их более миллиона, а по всему миру — около шести миллионов. Книга профессора Джона Дикки представляет собой увлекательное исследование течения, которое не только участвовало в формировании современного общества, но и по-прежнему обладает существенным влиянием.

«Задумывая эту книгу, я хотел отразить всё многообразие человеческих переживаний, связанных с масонством, которого не найти ни в рассказах самих масонов, ни в том, что пишут их недоброжелатели и гонители. Я старался не сводить его к набору особенностей и закономерностей, поэтому решил представить некоторые географические места и эпохи, которые были особенно значимы для истории братства. Расследование нам предстоит очень трудное, но и чрезвычайно интересное. Мифы и заблуждения вплелись в саму ткань истории масонства и уже от нее неотделимы. В самом центре ее лежит священнодействие, которое начинается у входа в храм и разворачивается вне времени и пространства», — пишет Джон Дикки.

Предлагаем прочитать одну из глав книги.

 

Новый мировой порядок

После Гражданской войны в Америке начался золотой век масонства, продлившийся до конца XIX века. В 1930-е годы темпы, с которыми американцы стремились примкнуть к масонству, резко, но совсем ненадолго замедлились, и затем вплоть до 1960-х годов братства продолжали активно принимать в свои ряды все новых и новых членов.

В период с 1865 по 1900 год в США было основано 235 братств, членами которых стали около шести миллионов человек. Подавляющее большинство из них были мужчинами. По некоторым подсчетам, в масонских организациях состояло около 40 % мужского населения страны в возрасте старше 21 года. Среди наиболее известных братств значились Улучшенный орден красных мужчин, Рыцари Пифии, орден покровителей землепашества, орден доброжелательных защитников оленей, Верный орден лося, Лесорубы мира. Вдохновение масоны находили практически в чем угодно. В 1894 году в Индиане возникло братство «Племя Бен-Гура», члены которого в ритуалах использовали образы из романа Лью Уоллеса 1880 года об истории раннего христианства. Эти и десятки других объединений по сути своей не были масонскими братствами, однако, несомненно, многое переняли у масонов. В 1899 году в «Энциклопедии братств» (The Cyclopaedia of Fraternities) было напечатано генеалогическое древо всех многочисленных братств Америки, взявших за основу масонские идеалы. Немногие специалисты взялись бы отрицать, что масонство так или иначе — прародитель всех современных тайных обществ.

Вступить в братство стремились и люди из низов. К середине 1890-х годов в Независимый орден чудаков, в народе именуемый «масонством бедняков», входило больше людей, чем в официальное масонское. Не остались в стороне и католики. В 1882 году в Коннектикуте была создана организация «Рыцари Колумба», своего рода католическая версия масонов. За четверть века в нее вступило почти 230 тысяч человек. Однако стремительно расширялись и ряды собственно масонов. Возобновились масонские шествия и церемонии закладки краеугольного камня, привычные для времен ранней республики.

5 августа 1884 года Великий мастер штата Нью-Йорк провел одну из таких церемоний на острове Бедлоу в Нью-Йоркском заливе, где возвышалась статуя Свободы. Штаб-квартиры Великой ложи по своим размерам напоминали соборы. Они строились в лучших районах города, как, например, построенный в 1873 году прямо через дорогу от мэрии масонский храм в Филадельфии.

В таких зданиях, как правило, располагались конференц-залы, кабинеты, пиршественные залы, библиотеки, комнаты для курящих и даже салоны для дам. Давшие братскую клятву мужья таких дам стали самыми уважаемыми в мире членами братских организаций. Они были легко узнаваемы по масонским костюмам и, конечно, активно занимались благотворительностью.

Жажда благотворительности или, по крайней мере, взаимопомощи во многом объясняет столь неугасающий порыв братской любви в Америке. Представители среднего класса могли похвастаться небывалыми доходами, однако не чувствовали себя защищенными. Масоны и другие братства стали для людей источником стабильности, некой системой социальной защиты в условиях постоянно изменяющейся реальности. Они были и приютом для сирот, и домом престарелых, предоставляли страхование жизни, медицинское страхование, страхование ритуальное. Масонство предлагало людям с высоким уровнем географической мобильности общенациональную дружескую сеть. Ложи располагались вдоль железных дорог, идущих в сторону запада. В результате волн внутренней миграции в США создавались общества взаимопомощи, братства для шведов, евреев, поляков, венгров, словаков, выходцев из Латинской Америки и другие.

Было в масонских ложах и место веселью. В Нью-Йорке третий этаж манхэттенского особняка Никербокер на Шестой авеню сделался постоянным местом для масонских увеселительных посиделок. Здесь в 1870 году за обедом тринадцать мастеров коллективно сочинили историю о происхождении древнего арабского ордена Дворян тайного святилища. Так масоны придумали себе новое развлечение. Ритуалы «братьев святилища» были откровенно забавными, стилизованными под «Книгу тысячи и одной ночи», знаменитого произведения средневековой ближневосточной литературы. Помимо прочего, братья заимствовали наказания, предусмотренные арабским уголовным кодексом того времени. В качестве головного убора для торжественных церемоний они использовали красную феску, а глава ордена носил титул Имперского повелителя. «Братья святилища», приезжающие на все парады на своих фирменных миниатюрных автомобильчиках, и сегодня остаются наиболее заметным из многих ответвлений масонства. Да, их юмор понятен не всем, но зато они жертвуют поистине огромные суммы на нужды основанной ими сети детских больниц. Первая больница была построена в 1922 году в Луизиане. Герб братства, включающий ряд восточных символов — ятаган, полумесяц, голову сфинкса и звезду, — в Америке стал одним из самых узнаваемых знаков принадлежности к масонству.

Масонские и другие братства продолжили появляться и в начале ХХ века. Шотландский устав, который благодаря генералу Конфедерации Альберту Пайку вновь превратился в международное масонское братство, после его смерти в 1891 году значительно расширился. Пайк мечтал сделать Шотландский устав чем-то вроде школы добродетели для масонской элиты, но из-за широкой известности к братству стали примыкать карьеристы и честолюбцы, и элита была сильно разбавлена. Пайк предложил ввести несколько дополнительных масонских степеней, которых в итоге стало тридцать три. Они все были тщательно продуманы. Первоначально все братья во время прохождения ритуала в храме по очереди должны были усвоить уроки этики, которые предполагала каждая из тридцати трех степеней. Вскоре такой же ритуал стали проводить в зале в форме представления в присутствии всех посвященных.

Другие братства также нашли способ привлечь новых членов. Члены Ротари-клуба, основанного в 1905 году, отказались от масонских церемоний, регалий и титулов: их связывали исключительно профессиональные отношения, они носили деловые костюмы, а основное внимание сосредоточивали на встречах и работе на благо братства. В 1915 году успех фильма Дэвида Гриффита «Рождение нации» (The Birth of a Nation) способствовал возрождению самого печально известного американского братства — Ку-клукс-клана. Тем не менее, несмотря на эти тенденции, новые братства возникали все реже и реже, вместе с тем и люди уже не так стремились стать их членами. Это во многом объяснялось простой сменой поколений: молодежи казалось, что из-за того, что братствами руководили столетние седовласые старики, в них царит душный консерватизм.

Как и в Европе, после Первой мировой войны количество членов масонских братств снова выросло: в 1924 году их число перевалило за три миллиона. В кругу американских бизнесменов считалось, что член масонского общества — честный и достойный доверия человек. Членство в местной ложе или же более широкой масонской сети также было одним из способов заручиться прочной репутацией, которая могла оказаться кстати, когда речь шла об избрании на некрупный судебный или административный пост — нижнюю ступень политической лестницы. Такова история Гарри Трумэна. Он родился в семье бедного фермера из Миссури, в ранние годы познал немало лишений, но в итоге был избран президентом США, — классический пример президента, выросшего в небогатой семье. В 1909 году двадцатипятилетний Трумэн вступил в ряды масонов, и впоследствии о нем стали говорить как об «очень хорошем брате», на протяжении всей жизни любившем масонство, его ритуалы, духовные учения и традиции. Масонская и ранняя политическая карьера Трумэна развивались одновременно: в 1922 году он стал восточным судьей графства Джексон, а в следующем году он был избран заместителем Великого мастера 59-го масонского округа Джексон. Трумэн, как и многие другие президенты, активно вступал в различные объединения. Помимо масонов, к началу 1930-х годов он принадлежал к Американскому легиону, ордену ветеранов иностранных войн, ордену оленей, ордену орлов и Международной лиге знакомств.

 

Молодой Гарри Трумэн (1884–1972), будущий президент США, с гордостью надевший масонский нагрудный знак. Фотография сделана вскоре после его инициации

В период президентства Трумэна в Америке вновь начали активно строить масонские храмы, по всей стране торжественно вырастали внушительного вида постройки. В 1926 году в Сент-Луисе, штат Миссури, 50 тысяч человек стали свидетелями открытия двенадцатиэтажного храма с банкетным залом на три тысячи мест, со всех сторон украшенного огромными портиками с колоннами. Однако масоны Сент-Луиса оказались не так многочисленны, как их собратья в Детройте: позже в том же году там собрались 60 тысяч человек, чтобы посмотреть на открытие самого большого масонского здания в мире. Оно вмещает 1030 комнат и занимает половину квартала, а кухни позволяют обслужить 5 тысяч человек.

Вскоре, однако, началась Великая депрессия, и подъем масонских настроений временно пошел на спад. В период между 1930 и 1935 годами более 600 тысяч братьев покинули ряды масонов, не имея возможности выплачивать членские взносы. Положение других братств было еще более плачевным, они окончательно пришли в упадок.

Именно в период этого упадка в США появился самый известный масонский символ — всевидящее око, вписанное в треугольник и венчающее вершину пирамиды. Впоследствии всевидящее око стали печатать на обратной стороне долларовой банкноты. Почему на таком видном месте? Этому есть два возможных объяснения. Согласно первой теории, поместили око на купюру иллюминаты, потому что именно они основали Соединенные Штаты и продолжают тайно контролировать их по сей день. Под пирамидой — свиток с девизом на латыни NOVUS ORDO SECLORUM («Новый порядок веков»), олицетворяющим план иллюминатов по установлению «нового мирового порядка». Есть в этой теории один недочет: непонятно, какую выгоду такое тайное объединение, как иллюминаты, могло бы извлечь, заявляя о своих намерениях столь открыто. Однако чтобы отдать дань сторонникам этой теории, можно с уверенностью предположить, что, если у тебя есть способность осуществлять контроль над разумом с помощью треугольников, то можно особо и не шифроваться.

Вторая теория происхождения символа предлагает более убедительные доказательства. Всевидящее око — это изображение всеведущего Бога. Такой символ встречался в самых разных культурах на протяжении очень и очень долгого времени. Именно это подразумевали отцы-основатели Соединенных Штатов, поместив всевидящее око на обратную сторону Большой печати в 1782 году. Идея была в том, чтобы показать, что Бог присматривает за новой республикой, которую символизировала пирамида (знак того, что она создана на века). Пирамида состоит из тринадцати уровней, олицетворяющих первые тринадцать штатов. Ранее за всю историю ни в одном из многочисленных жанров масонской символики всевидящему оку не придавалось особого значения. Насколько можно судить по разрозненным историческим документам, никто из участвовавших в создании окончательной версии Большой печати не был масоном. Впоследствии рисунок на обратной стороне печати не использовался ни в каких официальных целях, и большого значения ему не придавали.

В 1935 году в период правления Рузвельта и лицевая и обратная стороны Большой печати были помещены на однодолларовую банкноту. Идея, вероятно, принадлежала тогдашнему министру сельского хозяйства Генри А. Уоллесу. Он вскользь сказал о своем предложении Рузвельту, а тот решил и правда изменить внешний вид доллара. И Уоллес и Рузвельт были масонами тридцать второй степени, и оба знали, что всевидящее око — масонский символ Всемогущего. Однако привлекало их прежде всего не масонское значение этого мотива, а девиз NOVUS ORDO SECLORUM. Эта фраза еще в 1782 году ознаменовала для отцов-основателей новую американскую эпоху, начало которой положила Декларация независимости.

Уоллес и Рузвельт подумали, что при вольном переводе фразу можно передать как «Новый курс» — всем известный лозунг, придуманный Рузвельтом для его политики государственного вмешательства в экономику. Президент отнюдь не стремился во что бы то ни стало поместить масонский символ на национальную валюту, а, наоборот, боялся, что использование масонского всевидящего ока может оскорбить избирателей из католиков. Он одобрил внешний вид банкноты только после того, как генеральный почтмейстер-католик заверил, что католиков это не обидит.

После окончания Второй мировой войны солдаты, моряки и летчики, возвращавшиеся с театров военных действий в Европе и на Тихом океане, вновь разожгли национальную страсть к масонству. За пятнадцать лет после 1945 года масонские ряды пополнились еще миллионом членов, и в общей сложности в США тогда насчитывалось более четырех миллионов. На заре 1960-х каждый двенадцатый взрослый мужчина был членом братства.

В Америке масонов было почти вдвое больше, чем во всех других странах, вместе взятых. Соотношение, конечно, впечатляющее. Однако в эту цифру еще не входят члены американских околомасонских организаций, взявшие масонские идеалы за основу. Более того, многие американцы едва сводили концы с концами и не могли себе позволить членские взносы. По данным на 1945 год, население США составляло 139,9 миллиона человек, из которых многие были выходцами из европейских католических стран, где к масонству традиционно относились с враждебностью. В их число входили 2,3 миллиона ирландцев, 2,9 миллиона поляков и 4,5 миллиона итальянцев. Таким образом, получалось, что почти каждый мужчина-протестант из среднего класса был масоном.

В 1950-х и начале 1960-х годов американцы боялись многих вещей. Это были в первую очередь коммунисты, советские атомные бомбы, марсиане и подростки. Однако масонство не вызывало у жителей США, в отличие от жителей других стран, и малейших подозрений. Напротив, для американцев оно было гарантом свободы. Основополагающие масонские ценности подтверждали их веру в добродетель американской нации и в универсальность ее проявлений. Рузвельт, Трумэн, Джонсон — люди привыкли, что их президенты были масонами.

Масонство занимало почетное место в сердце каждого американца, испытывавшего небывалое чувство оптимизма при мысли о будущем. Компания IBM положила начало эпохе компьютеризации. В рамках программы пилотируемых космических полетов «Меркурий» Америка совершила «грандиознейшее в истории человечества путешествие», как впоследствии напишут в журнале Life. В новеньких пригородных домах появлялись чудеса техники: кондиционеры, морозильники, шариковые ручки и магнитофоны. Америка, страна людей среднего класса, превратилась в мир автоматических коробок передач и четырехполосных магистралей. Эту страну в стиле гуги несколько карикатурно изобразили в мультсериале «Флинстоуны», где семья из небольшого городка оказывается в эпохе каменного века, полного до абсурда анахроничными технологиями. Совершенно очевидно, что Фред Флинстоун и его друг Барни Раббл, завсегдатаи местной ложи водяных буйволов, скрывающиеся там от своих неработающих жен-шопоголиков, — намек на идею об одержимости американскими мужчинами масонством.

Масонство, достигшее небывалой популярности, теперь было открытым и полным уверенности в себе. В журнале нью-йоркского братства Empire State Mason рекламировали разные символы статуса, которые к тому же были поводом для гордости: масонские круизы и золотые часы с масонскими символами на циферблате. Масоны были сильнее, чем когда-либо, вовлечены в светскую жизнь. Одна из лож Нью-Йорка спонсировала детскую бейсбольную команду, чьи спортсмены гордились тем, что играли в форме с надписью MASONS на груди. В 1957 году в журнале Life опубликовали совместные фотографии торжественно одетых масонов, среди которых были уникальные кадры ритуалов инициации. Масоны, кажется, даже не возражали, когда в журнале вскользь написали, что членство в братстве — разумный шаг на пути к успешной карьере: «Масоны любят проводить время в кругу братьев, нередко пользуясь этими связями в деловой жизни и почти всегда в жизни повседневной». Вероятно, среди деятелей всех сфер общественной жизни были масоны: Джин Отри, Оди Мерфи, Дуглас Макартур, Дж. Эдгар Гувер, Рой Роджерс и Арнольд Палмер. Норман Пил, автор очень известного руководства по саморазвитию «Сила позитивного мышления» (The Power of Positive Thinking), выпущенного в 1952 году, был масоном тридцать третьей степени Шотландского устава. На лекции в рамках «Масонской выставки» в Огайо он рассказывал своим братьям, что для него масонство и позитивное мышление — вещи друг от друга неотделимые. Масонство учит, что трудности возвеличивают нас: «Любой, кто чувствует, что не справляется с возникающими на пути трудностями, найдет в масонстве ту веру, те качества и твердость духа, что помогут ему ощутить силу и быть мужчиной. Вот что для меня значит масонство».

Источник: polit.ru