Что посмотреть: рекомендует филолог Михаил Свердлов

В этой рубрике мы просим интересных людей рассказать о том, какие сериалы и фильмы они смотрят, и почему. На этой неделе — филолог и лауреат премии «Большая книга» Михаил Свердлов.

Если выбирать фильмы и сериалы на разные случаи жизни, ситуации и настроения, то я предложил бы следующие:

Для того чтобы литература ожила, задвигалась, предстала в смене картин, лучше всего подходит сорокалетней давности советский сериал «Подросток», экранизация соответствующего романа Ф.М. Достоевского. Прежде всего надо сказать, что именно в этом шестисерийном телефильме сыграл свою самую большую роль из Достоевского тот самый актер, которого можно назвать первым из виртуозных интерпретаторов этого писателя, его ритмов и интонаций, — Олег Борисов.

Актерский ансамбль был выбран ему под стать — Наталья Гундарева, Лариса Удовиченко, Лариса Малеванная, Евгения Симонова, Леонид Оболенский и пр. Блестящие актерские дивертисменты собрал в единое целое режиссер, несомненно обладавший вкусом и культурой, — Евгений Ташков; любопытно, что и привлеченные к делу родственники режиссера только украсили проект — это сын Андрей Ташков, сыгравший главную роль, Аркадия Долгорукого, и жена Татьяна Ташкова в роли роковой красавицы Екатерины Ахмаковой. Сила воздействия сериала такова, что уже при чтении романа не можешь отделаться от утвердившихся в воображении образов; чтение уже непременно сопровождается картинками из фильма, через их призму воспринимается романный сюжет.

Для постижения законов жизни стоит какое-то время пожить с сериалом, который у нас известен под названием «Прослушка» («The Wire»). Важно, что этот сериал ни в коем случае не является драмой, хотя драматических эпизодов в нем хватает. Сюжетные перипетии и заострения включены здесь в глобальную систему жизни, в которой все связано со всем. Если сказать, что «Прослушка» — это полицейский сериал о борьбе с торговлей наркотиками в Балтиморе, это только создаст до смешного ложные ожидания. Есть, разумеется, в этом грандиозном эпосе и наркотики, и полицейские, и власти, и обитатели негритянских подворотен, но суть не в них.

Зритель погружается в мир со своими сложными законами, сюжетными течениями и водоворотами, он втягивается в этот мир и одновременно начинает пытливо постигать его; так возникает редкий момент умного сопереживания. Это чудо сотворили в мощном тандеме бывший криминальный журналист Дэвид Саймон и бывший следователь Эд Бернс, которым удалось соединить правду жизни с системно-аналитическим подходом и эпической объективностью.

А из множества шедевров так называемого авторского кино выделю «Беззаботную» («Happy-Go-Lucky») Майка Ли 2008 года. Чудо этого фильма — в соединении абсолютной достоверности с оптимизмом и добротой. Здесь ощущается сама фактура жизни — в жестах, манере речи, мизансценах, монтаже; здесь нет насильственного сюжета — как повороты житейских историй, так и планы актерской игры даны импровизационно, возникающими из потока жизни.

Тем ценнее общая тенденция юмористически-светлого взгляда на жизнь, проведенная через всю картину, и та сюжетная линия счастья, связанная с образом главной героини, Поппи, блаженной современного мира (Салли Хокинс, приз за лучшую женскую роль Берлинского кинофестиваля, 2008).

Источник: polit.ru