Что почитать: рекомендует историк литературы Кирилл Зубков

Каждый четверг в нашей рубрике «Что почитать» известные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе — историк литературы, кандидат филологических наук, доцент НИУ ВШЭ, сотрудник Института русской литературы (Пушкинского Дома) Кирилл Зубков.

Есть несколько книг, о которых мне хотелось бы рассказать. Но отмечу, что какого-то конкретного принципа отбора здесь искать не стоит. Скорее, речь пойдет о тех произведениях, которые показались лично мне важными и интересными и к которым я обращался в последнее время.

Первая книга, которую я бы рекомендовал прочесть, — мемуарная хроника А.И. Герцена «Былое и думы». Пожалуй, это один из ключевых текстов русской литературы XIX века. Он оказал огромное влияние на многих авторов — от Л.Н. Толстого до Ницше. На мой взгляд, эту книгу недооценивают — читают мало и поверхностно. Это яркий пример принципа «нет пророка в своем отечестве». Удивительно, что она гораздо известнее за рубежом, чем на родине.

Вторая книга, которую хотелось бы отметить, называется «Искусство и рынок: перечитывая историю эстетики»*. Ее написала Марта Вудманси — американский профессор в Университете Кейс Вестерн Резерв в Кливленде, штат Огайо.

В этой книге Вудманси анализирует историю романтической эстетики с точки зрения экономических, социальных, юридических и прочих категорий. Например, как связаны категория авторства в классической эстетике и возникновение авторского права.

Это очень актуальная книга. Ведь, с одной стороны, когда мы обсуждаем вопросы эстетики, то ограничиваемся имманентным описанием поля искусства, в которое никаким другим явлениям не проникнуть. А с другой стороны, мы часто размышляем в русле очень примитивного редукционизма, когда говорим, что эстетическое отражает какие-либо социально-политические явления или зависит от них. Автору же удается избежать этой дихотомии и показать сложное соотношение разных полей.

Третья — сборник работ Альбина Конечного, который называется «Былой Петербург: проза будней и поэзия праздника». Когда мы говорим об изучении города, особенно Петербурга, обычно перед нами предстает анекдотическое во всех смыслах этого слова краеведение. То есть — сосредоточенное на каких-то мелких, никому кроме самого краеведа не интересных деталях. Это первая крайность, которая характерна для подобных книг. А другая — установка на создание масштабной философской концепцию, как, например, в работах В. Топорова о петербургском тексте.

В «Былом Петербурге» Конечному удается взять лучшее от этих двух подходов. Это, с одной стороны, глобальное осмысление функции города в культуре и жизни людей, а с другой стороны — скрупулезное и тщательное изучение мелких деталей, которые при более близком рассмотрении оказываются вовсе не мелкими, а очень значительными.

Следующая книга — сборник стихов Марии Степановой под названием «За Стиви Смит». Мария Степанова, конечно, не нуждается в моих рекомендациях, но именно об этой книге, мне кажется, говорят меньше, чем стоило бы. Это очень интересное приключение поэтического голоса, следить за которым порой даже увлекательнее, чем за развитием какого-либо авантюрного сюжета.

Например:

Женщина ты злая, дурное существо,
Занозила сердце мне, привадила его
Горестной наклонностью к любому негодяйству
И полной неспособностью к домашнему хозяйству.

И напоследок я бы рекомендовал прочесть книгу знаменитого немецкого историка Юнгера Остерхаммеля «Трансформация мира. История XIX века»**. К сожалению, на русский язык она переведена только частично. Очень хотелось бы наконец дождаться полного перевода.

В «Трансформации мира» Остерхаммель показывает, что XIX век — важнейший исторический период, в течение которого мир пришел в современное состояние. Книга преодолевает европоцентричный взгляд, до сих пор характерный для европейской историографии, и создает сложную и в то же время «прозрачную» конструкцию всемирной истории. Это поразительно увлекательное чтение.

Примечание Полит.ру:

*Оригинальное название книги «The Author, Art, and the Market: Rereading the History of Aesthetics», Martha Woodmansee.
** На английском книга называется «The Transformation of the World A Global History of the Nineteenth Century», Jurgen Osterhammel.

Источник: polit.ru