80% ведущих российских компаний не заботятся об экологии

Ученые из НИУ ВШЭ, ЮФУ и ЧГУ провели исследование и выяснили, что лишь 20% из топ-100 отечественных предприятий озабочены вопросами охраны окружающей среды. При этом Россия — одно из государств, наиболее подверженных изменению климата. По прогнозам ученых, ожидаемое столетнее повышение годовой температуры в стране составляет 2-7%.

Как проводилось исследование? 

Ученые из из НИУ ВШЭ, ЮФУ и ЧГУ решили выяснить, заботятся ли компании в России об экологии. Для анализа они выбрали 100 отечественных предприятий — лидеров национального бизнеса. Отрасли, в которых работают эти компании, — производство углеводородов, добыча (руда и уголь), производство и передача электроэнергии, химическое производство и транспорт. 

Затем исследователи проверили, есть у каждой из выбранных компаний документ, который отражает ее бизнес-приоритеты, философию, смыслы и цели существования. Его еще называют «миссией предприятия». 

Выяснилось, что на сайтах компаний опубликованы миссии только 81 предприятия из топ-100. После чего исследователи провели их контент-анализ. 

Лишь 18,5% крупнейших российских компаний занимаются вопросами окружающей среды. 

Исследователи пришли к выводу, что об экологии задумываются лишь 18,5% крупнейших российских предприятий. При этом «только 14,8% компаний, включенных в список S&P 500, имеют компоненты, направленные на защиту окружающей среды, в своих стратегических документах», — говорится в исследовании.

Экологическую составляющую можно увидеть в миссиях: 33% крупнейших углеводородных компаний, 47% энергетических, 40% химических, 67% горнодобывающих и 20% транспортных компаний. 

Ученые считают, что ведущие российские предприятия стремятся к проэкологическому поведению. Контент анализ их миссий показал, что многие понятия в них определены довольно конкретно и относятся к определенным технологическим процессам и нормативным актам. «Это свидетельствует о «зрелом», ориентированном на экологию мышлении лидеров национального бизнеса», — отмечают авторы исследования.

Однако декларировать намерение заботиться о природе мало, нужны конкретные действия. «Мировая практика показывает, что некоторые компании могут использовать всемирно популярную тему экологии для улучшения своего имиджа, но не для решения реальных проблем», — считают ученые.

Они указывают также на то, что оценить масштабы конкретной деятельности невозможно. Для этого нужны данные корпоративных отчетов. Но они часто закрыты, говорится в исследовании. 

Чем глобальное потепление опасно именно для России 

«Россия — одновременно и фактор, способствующий изменению климата, и его возможная жертва», — отмечают ученые. С одной стороны, страна богата природными ресурсами, эксплуатация которых вызывает экологические нарушения. С другой стороны — РФ находится в северной части Евразии и вблизи Арктики. Именно в этом регионе ожидается значительное потепление. Эти два фактора делает Россию одним из государств, наиболее подверженных изменению климата.

В начале 2020 года правительство страны утвердило национальный план адаптации к изменению климата. В документе прописаны меры по разработке отраслевых и региональных планов. 

«[…] необходимые научные данные давно собраны, надо действовать, а мы медлим. Субъектам РФ рекомендуется разработать планы адаптации лишь к концу 2022 года, как будто наводнения, пожары, засухи, волны жары могут подождать», — считает директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов ГУ-ВШЭ Георгий Сафонов. 

По прогнозам ученых, ожидаемое столетнее повышение годовой температуры в стране составляет 2-7%, а в арктических регионах — оно может достигнуть 10%. Количество осадков же может увеличиться на 10-30% и более. Именно поэтому проэкологическое поведение российских компаний столь важно для защиты окружающей среды.

Источник: polit.ru