В Следственном комитете РФ появятся новые отделы для особых расследований

Глава СК РФ Александр БастрыкинМихаил Воскресенский / РИА Новости

Следственный комитет создает четыре новых отдела. В распоряжении Znak.сom оказался приказ главы СК Александр Бастрыкина от 26 ноября о внесении изменений в штаты центрального аппарата СК и региональных следственных органов.

Согласно указу, при главном следственном управлении СК будут созданы нескольких новых отделов. Это отдел по расследованию преступлений в отношении несовершеннолетних (штатная численность — девять человек), отдел по расследованию ятрогенных преступлений (деяния медработников, повлекшие за собой смерть или причинение вреда здоровью пациента; девять человек), отдел по расследованию бандитизма (девять человек), организованной преступной деятельности и преступлений прошлых лет (девять человек), отдел взаимодействия по вопросам международного и федерального розыска лиц (восемь человек). Такие же отделы будут созданы в следственных управлениях в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске.

Еще в 2016 году Александр Бастрыкин на встрече с уполномоченным по правам ребенка Анной Кузнецовой говорил, что количество выявляемых преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних в России за последние 4 года увеличилось почти в два раза и что также растет общее количество преступлений в отношении несовершеннолетних. За 2012–2015 годы следователями было признано потерпевшими от разных видов преступлений более 65 тысяч несовершеннолетних, из которых более половины – это малолетние.

О создании спецгруппы, которая бы занималась расследованиями ятрогенных (связанных с лечением. — Прим. ред.) преступлений, стало известно еще летом. Бастрыкин заговорил об этой инициативе на совещании по вопросам развития криминалистического центра Следственного комитета. Также глава СК дал поручение организовывать судебно-медицинские исследования сложных экспертиз, в том числе по медицинским документам. При этом еще в 2016 году Генпрокуратура говорила о случаях незаконного преследования медиков, когда их действия без достаточных резонов трактуются как врачебная ошибка.

Одним из самых громких дел в этой сфере стало дело врача-гематолога Елены Мисюриной. В 2013 году при заборе костного мозга у пациента со сложными диагнозами пациент Мисюриной скончался. Следствие выдвинуло версию, что Мисюрина при заборе костного мозга проткнула сосуд иглой. В начале 2018 года ее приговорили к двум годам колонии, признав виновной во врачебной ошибке, однако после общественной реакции как медицинского сообщества, так и мэра Москвы Сергея Собянина и его заместителя Леонида Печатникова приговор был отменен и возвращен в прокуратуру для устранения процессуальных нарушений.

Глава юридического департамента правозащитной организации «Русь сидящая» Алексей Федяров говорит, что характерно, что среди вновь создаваемых отделов нет, к примеру, отдела по расследованию пыток в колониях и в правоохранительных органах.

«Бастрыкин еще в 2012 году говорил, что после истории с пытками задержанного в отделении полиции в ОВД "Дальний" в Казани будет создан отдел, который будет заниматься такого рода преступлениями, однако в итоге на это никто не пошел. Есть отделы, которые могут, в зависимости от конъюнктуры, переориентировать на те или иные виды преступлений. Поэтому создание сразу четырех новых отделов личным приказом Бастрыкина – это очень важная и долгосрочная история. Преступления против несовершеннолетних обычно передавали по подследственности, но в последнее время Следственный комитет стал активно забирать такие дела себе. Преступления прошлых лет – это самая приятная работа, когда можно на месяц возобновить дело десятилетней давности, провести формальные проверки и, возможно, даже получить признание от кого-то в старом преступлении и получить потом орден. Что касается ятрогенных дел, их количество в последние годы растет. При этом люди, далекие от медицины, будут решать, соответствовало ли лечение протоколам или нет. А если врач вылечил больного инновационным способом, что тогда? Я считаю, что это — начало серьезной кампании. Вместо того, чтобы бороться с коррупцией и пытками, будут ловить врачей», — считает Федяров.

Источник: znak.com