На археологическом памятнике в Латвии нашли древнейший штамм чумы возрастом 5000 лет

Коллаборация ученых, занимавшаяся исследованием человеческих останков, найденных при археологических раскопках на стоянке Риньнюкальнс в Латвии, зафиксировала древнейший штамм чумы возрастом около 5000 лет. Об этом говорится в статье, опубликованной журналом Cell Reports.

сайт Cell Reports

Изучению подверглись скелеты четырех индивидов. Два из них были найдены в Риньюкальнсе еще в 1875 году археологом-любителем Карлом Сиверсом. При раскопках под непотревоженными слоями гумуса он обнаружил тогда две одиночные могилы: женщины возрастом 12-18 лет и мужчины возрастом 20-30 лет. После Второй мировой войны эти останки считались утерянными, но в 2011 году черепа людей из Риньюкальнсе были обнаружены в коллекциях антрополога Рудольфа Вихрова, который работал с ними после обнаружения. Кроме того, обследовались человеческие останки взрослого мужчины и новорожденного, которые были найдены при археологических раскопках на стоянке, проводившихся в 2017–2018 годах.

Перед группой ученых была поставлена задача провести ДНК-анализы и проследить возможное генетическое родство умерших. Этого сделать не удалось, однако в одном из образцов (RV 2039), который отобрали из черепа мужчины, найденного графом Сиверсом, удалось зафиксировать следы возбудителя чумы, бактерии Yersinia pestis.

С учетом того, что останки покойного датированы в промежутке 5300-5050 лет и он, очевидно, относился к неолитическим племенам, населявшим некогда Балтийский регион, следы Yersinia pestis оказались самыми древними из ныне известных. Ранее самым древним штаммом считался образец, полученный от останков неолитического фермера из Швеции и датированный 5040-4867 годами.

Бактерия Yersinia pestis могла провоцировать легочную чуму. Штамм был менее заразным, нежели бубонная чума, получившая распространение позже. Однако летальный исход был весьма вероятен. Человек из Риньнюкальнса, как полагают ученые, мог заразиться Yersinia pestis от животного. На стоянке были найдены останки бобров, которые являются переносчиками заболевания. Но, вероятнее всего, заражение произошло вследствие укуса грызуна.

Отметим, что стоянка Риньнюкальнс в Латвии расположена рядом с рекой Салаца, которая впадает в Балтийское море. Считается, что это место было важной точкой межплеменных контактов, происходивших через речные сети Восточно-Европейской равнины.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com