Астрофизик Попов предложил свои поправки к положению о просветительской деятельности в РФ

Известный в России популяризатор науки, астрофизик Сергей Попов, предложил ряд поправок к положению о просветительской деятельности, проект которого был опубликован 23 апреля правительством РФ. «Положение написано в сугубо репрессивном плане. Ближайшая аналогия: плохой врач, который выписывает безумно сильное средство с фантастическими последствиями, которое почти убивает пациента, а заодно борется с каким-то там вирусом. Это плохая медицина, так не лечат», — выразил Попов свое отношение к происходящему в беседе с корреспондентом Znak.com.

со страницы Сергея Попова на Facebook

Основная часть предлагаемых Поповым поправок касается критериев для физлиц, участвующих в просветительской деятельности. «Первое требование — убрать из всех пунктов положения норму о соответствии [лиц, участвующих в просветительской деятельности] 331-й статье [Трудового кодекса РФ]. Это просто невозможно», — продолжил астрофизик. Речь идет о пятом пункте проекта положения, согласно которому лицо, участвующее в просветительских мероприятиях, будь то лекции или презентации, должно иметь профильное образование и предоставить справку об отсутствии судимости.

«Школа, к примеру, хочет пригласить ветерана выступить с лекцией о Великой Отечественной войне. Теперь это невозможно. Почти наверняка среднестатистический ветеран не имеет профильного образования и не соответствует 331-й статье. Точно так же, как и пожарный, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС. Невозможно будет даже провести школьный фестиваль науки, где школьники будут рассказывать другим школьникам о науке. Они несовершеннолетние, и это тоже нарушение положения», — привел Попов несколько практических примеров.

Опосредованно с этой претензией согласен вице-президент РАН Алексей Хохлов. «Например, мы приглашаем иностранного профессора, нобелевского лауреата, прочитать лекцию о своих научных достижениях на фестивале науки „Наука 0+“. Согласно проекту постановления, лекторам нужно будет теперь предоставлять справку об отсутствии судимости, об отсутствии социально опасных заболеваний. Это странно звучит», — написал Хохлов на своей страничке в Facebook.

Также Попов настаивает на исключении из положения о просветительской деятельности требования об обязательном двухлетнем стаже для популяризаторов науки. По его мнению, это «исключит большое количество ситуаций» и претензий, так как в России в принципе отсутствует корпус профессиональных просветителей.

«Хочется, конечно, большего. Я не очень понимаю, зачем нужны договоры. Причем я с этим уже сталкивался. К примеру, школа на Сахалине просит меня провести по Zoom бесплатную лекцию по астрофизике. Согласно положению, теперь нам нужен договор с подписями, выполненными синими чернилами. Теперь я не буду этого делать и откажу несчастной школе. Не потому, что не хочу, а просто потому, что у меня нет на это времени. И, если честно, не представляю, кто из коллег вообще согласится на это», — заявил профессор.

Вице-президент РАН Хохлов добавил к этому, что не представляет, как теперь, без договоров, ученые должны просвещать людей, убеждая их в необходимости привиться от коронавируса. «Сейчас ученые это делают без всяких договоров, в том числе размещают просветительскую информацию в интернете», — написал Хохлов.

Странным Попов находит и пункт, запрещающий участвовать в просветительской деятельности организациям со статусом иностранного агента. В их число, к примеру, подпадает «Мемориал» и Сахаровский центр. «Строго говоря, статус иностранного агента не говорит о злонамеренности организации, а лишь о способе ее функционирования, — отметил астрофизик. — С другой стороны, в стране есть список нежелательных организаций, которые уже признаны зловредными. В этом смысле немного рациональности даже в злых делах не помешает. По логике вещей министерство должно было вписать в положение не иноагентов, а именно нежелательные организации».

В нынешнем варианте проект положения о просветительской деятельности, полагает ученый, «демонстрирует предвзятость и авторов положения, и всей системы в целом». «Маркируя кого-то иностранным агентом, она приклеивает ярлык не к тем, кто получает иностранное финансирование как таковое, а к тем, кто не нравится существующему руководству», — пояснил Попов.

По мнению собеседника, проект положения сформулирован так, что не затронет основную массу граждан, занимающихся просвещением в частном порядке. К примеру, рассказывающих о рецептах приготовления тортов в Instagram или рассказывающих о тонкостях кройки и шитья в YouTube. «Основные проблемы будут у научных, образовательных и культурных учреждений», — подчеркивает Попов. Он добавил, что «пока у людей не срабатывает понимание», что под эти нормы «подпадут все библиотечные и музейные проекты, проекты РАН, дни открытых дверей в вузах и исследовательских институтах».

«По положению видно, что его авторы совершенно не понимают специфики просвещения: многообразия форм просветительской деятельности и разового характера подавляющего количества мероприятий. Они думают о просветительской деятельности как о некой сложившейся системе больших проектов и с огромным желанием просветителей в этом участвовать», — считает профессор. Он настаивает на том, что до сих пор в большинстве случаев этим занимались ученые-энтузиасты. Делалось это на безвозмездной основе, и предлагаемая сейчас бюрократическая регуляция процессов «поставит крест на большинстве проектов».

«В этом смысле я не вижу пока больших полицейских операций. Они, конечно, возможны, но пока директора школ боятся больше не полицию, а собственного начальства. На стадии борьбы с поправками мы уже столкнулись, что директора музеев оказались не готовы выступать. Они жестко сидят на бюджетном финансировании. Ослушавшиеся директора будут получать по шапке и не будут получать бюджетных денег», — отметил Попов.

Сам он больше не намерен сотрудничать с госбюджетными структурами, подпадающими под действие нового положения: «Я лично склоняюсь к тому, что перестану сотрудничать со всеми организациями, которые подпадают под нормы этого положения. Пока нет какого-то дополнительного положения о независимых лекториях, я буду читать лекции там, а также выкладывать их у себя в YouTube-канале. Все остальные пусть изволят жить, как они хотят».

Говоря о последствиях госрегулирования просветительской деятельности, Попов выразил уверенность, что это лишь «приведет к росту оппозиционности в корпусе заинтересованных людей» и «негативно скажется на следующих поколениях». В том числе будет способствовать «утечке мозгов» за границу.

Положение о просветительской деятельности, проект которого подготовили в Министерстве просвещения РФ, элемент практической реализации, принятых весной этого года Госдумой РФ поправок к закону об образовании. Новая норма предполагает госрегулирование просветительских мероприятий, проводимых на территории стран. Инициаторами законопроекта, вызвавшего негативную реакцию научной общественности, выступили пять членов Совета Федерации, а также девять депутатов Госдумы. Свое предложение они обосновывали стремлением ограничить влияние на умы россиян со стороны иностранных структур.

Ранее «Левада-Центр» (внесен в реестр НКО-иноагентов по решению Минюста РФ) проводил опрос, который показал, что 36% россиян считают, что законопроект о просветительской деятельности направлен на усиление цензуры. Еще 30% респондентов заявили, что этот закон нужен для борьбы с антироссийской пропагандой, 34% затруднились ответить. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: znak.com