Подвижные игры и интеллектуальная нагрузка

 Мы привыкли, что подвижные игры нацелены, прежде всего, на физическое развитие ребенка, укрепление его физического здоровья, совершенствование навыков двигательной активности.

Как известно, одной из основных задач воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка, в том числе через создание наиболее благоприятных условий для физического, интеллектуального и психического развития ребенка, использование наиболее эффективных методов и приемов.

Одним из таких методов, направленных на всестороннее развитие ребенка, и является подвижная игра с интеллектуальной нагрузкой. Игра уже сама по себе является важной составляющей жизни ребенка: ведущим видом его деятельности, деятельности, которая всегда вызывает живой интерес, отклик ребенка, побуждает его к активности, обеспечивает удовлетворение естественной потребности ребенка в движении.

• Актуализация и активизация полученных знаний.

• Закрепление пройденного материала.

• Совершенствование, развитие приобретенных умений и навыков.

• Воспитание коммуникативных качеств, интереса к познанию и взаимодействию и прочее.

Это могут быть знания из области математики, грамоты, ознакомления с окружающим миром и другие.

 

Примеры подвижных игр с интеллектуальной нагрузкой

«Ручеек»

Цель интеллектуальной составляющей данной подвижной игры:

Закреплять и совершенствовать умение определять последний звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Ход игры:

В игре принимает участие нечетное количество детей. Малыши строятся парами. Взрослый (педагог) называет звук. Ребенок без пары называет слово на заданный звук, бежит «по ручейку», выбирает себе пару. Малыш, оставшийся без пары,  определяет последний звук в названном слове, предлагает свое слово на данный звук; пробегая через ручеек, выбирает себе пару. Игра повторяется.

«Передай мяч»

Цель интеллектуальной составляющей данной подвижной игры:

Упражнять детей в порядковом счете.

Ход игры:

Дети становятся  вкруг. Определяется ведущий (можно с помощью считалки). Ведущий с мячом становится в центр круга, называет порядковое числительное, например, «пятый» и бросает мяч любому из игроков. Игроки передают мяч по кругу, называя свой порядковый номер: «первый», «второй», … Пятый выходит в центр с мячом и заменяет ведущего. Игра повторяется.

«Весело шагаю – слоги считаю»

Цель интеллектуальной составляющей данной подвижной игры:

Закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги.

Ход игры:

Дети выстраиваются как в предыдущей игре. Ведущий бросает мяч одному из игроков, называя слово. Поймавший мяч произносит слово по слогам, делая соответствующее количество шагов в направлении ведущего, с которым меняется местами.Игра повторяется.

К подвижным играм с интеллектуальной нагрузкой можно отнести и всем знакомую  нам с детства игру «Съедобное-несъедобное» (с использованием мяча и без), «Делаем зарядку», «В школу»,  «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» и многие-многие другие.

Подвижные игры с интеллектуальной нагрузкой можно использовать и на занятиях, и на прогулке с детьми в детском саду, и в обычной жизни, так сказать, в бытовой обстановке. 

Ознакомление детей с подобными играми, привлечение их внимания к данному виду деятельности формирует у малышей интерес к играм с интеллектуальной нагрузкой, мотивирует  их на самостоятельную организацию и проведение знакомых и полюбившихся игр, находясь в кругу своих сверстников. А это, как уже было сказано выше, будет способствовать всестороннему развитию детей, развитию и физических, и интеллектуальных умений и навыков.

Источник: rastivmeste.ru